к оглавлению

genius Albert Einstein, Альберт Эйнштейн - гений всех времен

 

В. Бояринцев

Эйнштейн - главный миф 20-го века

Из-во Яуза, Москва, 2005
(продолжение)

МИРОВОЙ ЭФИР ИЛИ ФИЗИЧЕСКИЙ ВАКУУМ

Изучение закономерностей распространения света привело физику к признанию существования мирового эфира, или, в новой терминологии, физического вакуума.

Понятие “эфир” возникло еще во времена древних греков: по их мифологии — это самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха, место пребывания богов. Ари стотель (ученик Платона) в дополнение к четырем стихи ям — огонь, вода, воздух, земля — ввел пятую (сущ ность всех вещей) — эфир.

Так в физику вошло понятие “мировой эфир” — уни версальная среда, заполняющая все пространство, в том числе и промежутки между атомами и молекулами в те лах.

Лукреций (древнеримский философ, автор сочинения “О природе вещей”, излагающего идеи Демокрита и Эпи кура) считал, что эфир — материя, состоящая из особен но легких и подвижных атомов.

Современник Ньютона Гюйгенс, говоря о природе света, считал, что световое возбуждение следует рас сматривать как упругие импульсы, распространяющиеся в эфире, заполняющем все пространство, а огромная скорость распространения света обусловлена упругостью и плотностью эфира и не предполагает быстрых переме щений частиц эфира. Во времена Гюйгенса — Ньютона волновая теория света была лишь схематично намечена. Эйлер и Ломоносов отстаивали и развивали представле ние о свете как о волнообразных колебаниях эфира.

Ломоносов пытался уточнить и углубить понятие эфи ра, рассматривая различные возможные типы движения эфира — “текущее, коловратное и зыблющееся”. В 1756 году он писал: “Так как эти явления (электричество) имеют место в пространстве, лишенном воздуха, а свет и огонь происходят в пустоте и зависят от эфира, то кажется правдоподобным, что эта электрическая ма терия тождественна с эфиром”. И далее: “Чтобы это выяснить, необходимо изучить природу эфира; если она вполне пригодна для объяснения электрических явлений, будет достаточно большая вероятность, что они происходят от движения эфира. Наконец, если не найдется никакой другой материи, то достовернейшая причина электричества будет движущийся эфир”.

Впоследствии та, что световые волны поперечны, то есть направления колебаний в них перпендикулярны к на правлению распространения, что возможно только в твердом теле, заставило приписать эфиру свойства упру гого твердого тела.

Максвелл на основе опытов Герца сформулировал заключение: свет есть электромагнитное явление. Идеи Максвелла об электромагнитной природе света позволили объединить светоносный и электромагнитный эфир, сделав его носителем всех электромагнитных явле ний. Возникновение электромагнитного поля, равно как и его распространение, представлялось изменением со стояния эфира, могущим распространяться от точки к точке с определенной скоростью[ 27].

В представлении Лоренца (конец XIX века) эфир есть безграничная неподвижная среда, единственной характе ристикой которой является лишь определенная скорость распространения в ней электромагнитных возмущений, и в частности света.

Это представление об эфире как о неподвижной сре де, которая могла быть избранной в качестве системы отсчета, позволяло таким образом выделить абсолют ное движение.

Исходя из признания существования эфира, Ло ренцем были получены его преобразования, использо ванные Эйнштейном в специальной теории относитель ности с отказом от признания факта существования эфира.

О взглядах Пуанкаре у академика А.А.Логунова ска зано так: “Интересно отметить, что, хотя выдвинутый Пуанкаре постулат относительности предполагает пол ную невозможность определения движения материи от носительно эфира, само понятие эфира им не отбрасы вается”. И далее: “В современной теоретической физике понятие эфира уступило место понятию физического вакуума — основного состояния, в котором неизбежно присутствуют квантовые флуктуации — нулевые колебания квантовых полей” (выделено мной. — В.Б.).

Проблеме эфира уделял большое внимание и великий русский ученый Д.И.Менделеев, который писал: “...Все современные познания и основные понятия естество знания следовательно, и мировой эфир неизбеж но необходимо обсудить под совокупным взаимодейст вием сведений механики, физики и химии (!). И хотя понятие об эфире “родилось” в физике, нельзя не за даться вопросом: что же такое это за вещество в хими ческом смысле?

Для многих ученых эфир содержит эту первичную материю в несложившемся виде, т.е. не в форме эле ментарных химических атомов и образуемых ими час тиц, молекул и веществ, а в виде составного начала, из которого сложились сами химические атомы” (“Основы химии ”)[2В].

Поэтому далее я стану говорить только о своей по пытке понять химизм эфира, исходя из двух основных положений, а именно:

1. Эфир есть легчайший — в этом отношении пре дельный газ, обладающий высокой степенью прони цаемости, что в физико-химическом смысле значит, что его частицы имеют относительно малый вес и обладают высшей, чем для каких-либо иных газов, скоростью своего поступательного движения.

2. Эфир есть простое тело, лишенное возможности сжижаться и вступать в частичное химическое соедине ние и реагировать с каким-либо другим простым или сложным веществами, хотя способное их проницать, подобно тому, как гелий, аргон и их аналоги способны растворяться в воде и других жидкостях”.

Следует отметить, что электродинамика теории относительности, пришедшая на смену электродинамике Лоренца, вообще отказалась от представления об эфире, играющем роль материального носителя элек тромагнитных процессов.

Электромагнитное поле, и в частности свет, является само по себе особой формой материи, имеющей не толь ко много сходных черт, но и характерных различий с веще ством в обычном смысле слова (электронами, позитрона ми, нейтронами, атомами и пр.) и не нуждается для своего истолкования в представлении об эфире.

Материальная природа света отчетливо проявляется в явлениях светового давления, установленного опытным пу тем П.Н. Лебедевым. То обстоятельство, что свет (элек тромагнитное поле) и вещество представляют собой две различные формы материи, с особой отчетливостью про является в превращениях кванта света в пару электрон позитрон и, обратно, в образовании светового кванта за счет объединения позитрона и электрона.

Но целый ряд оптических явлений, в частности фото электрический эффект и вопросы рассеяния света, выдви нули на первый план корпускулярные особенности света, следовательно, и признание существования мирового эфи ра, или физического вакуума.

Как отмечал академик Г.С. Ландсберг[27], “Нельзя не отметить, что современная квантовая теория света (теория фотонов) характеризуется чертами, которые напоминают Ньютоново представление о свете даже в большей степени, чем это может показаться с первого взгляда. Корпускулярные свойства света получили экс периментальное обоснование, гораздо более серьез ное и разнообразное, чем это было во времена Нью тона...”

Доктор технических наук В.А. Ацюковский определяет мировой эфир как газоподобную среду, заполняющую все мировое пространство и являющуюся строительным материалом для всех видов “элементарных частиц” вещества [29].

Отвергая в специальной теории относительности существование эфира, Эйнштейн в общей теории относительности (теории тяготения) допускает его существо вание: “Общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами; таким образом, в этом смысле эфир существует. Согласно общей теории относительности пространство немыслимо без эфира... ”[30]. “Назревает представление... — писал академик В.И. Вернадский, — что вакуум не есть пустота с температу рой абсолютного нуля, как еще недавно думали, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет. Мы вернулись к старому спору средневековых философов и ученых, но в отличие от них идем экспериментальным путем путем наблю дений” (здесь и далее в этом разделе высказывания Вер надского приводятся по книге Р.К. Баландина “Вернад ский: жизнь, мысль, бессмертие”)[31].

Вернадский отмечал, что вся наша Вселенная в основ ном состоит из космического вакуума: “...Космический вакуум пространственно господствует как таковой, и газообразное вещество, которое представляют собой звезды и Солнце, геометрически теряется в космиче ской пустоте”.

Вернадский вспоминал высказывание Менделеева: “Я помню со своей молодости, какое впечатление на ме ня произвело в конце 70-х годов предисловие Д.И. Мен делеева (18341907) к русскому переводу книги Мона о погоде. Он указал, что разгадка погоды находится в современной ионосфере, в вакууме, подчиненном вращению нашей планеты. Это было великое предви дение будущего.

Сейчас мы стоим перед разгадкой пустого” мирового пространства вакуума. Это лаборато рия грандиознейших материально-энергетических процессов” (выделено мной. — в.5.).

Заметим также, что мысль, высказанная Менделее вым, относится к семидесятым годам XIX века! Чрезвычайно современно звучат слова Вернадского: “Об этих пространствах с рассеянными атомами и мо лекулами правильнее мыслить не как о материальной пустоте “вакуума”, но как о концентрации своеобраз ной энергии, в рассеянном виде содержащей колоссальные запасы материи и энергии...” Косвенным подтверждением существования или отсутствия эфира являются эксперименты по исследованию эфирного ветра.

Когда говорят об “эфирном ветре”, имеют в виду следующее: Земля при движении по орбите со скоро стью примерно 30 км/с перемещается относительно системы удаленных звезд (следовательно, относительно эфи ра), неподвижный эфир полностью или частично должен вовлекаться в движение при вращении Земли. Тогда ско рость света, излученного в направлении движения Земли, должна уменьшиться, а в обратном направлении — уве личиться. Это явление и получило название “эфирного ветра”. В[24] отмечается: “Предпринимались многочисленные, но неудачные попытки обнаружить эфир, точнее “эфирный ветер”. Решающий опыт, проведенный Аль бертом Майкельсоном и Эдвардом Морли, был осуще ствлен в 1887 г. и дал отрицательный результат”. При этом делается очень интересное “утверждение”: “Май кельсон ретроспективно подтвердил еще не поя вившуюся к тому времени специальную теорию от носительности Альберта Эйнштейна” (выделено мной. — В.Б.).

В этой короткой фразе содержится сразу два ложных утверждения: 1) слово “ретроспективный” означает “об ращенный к прошлому, посвященный рассмотрению про шлого”, то есть нельзя “ретроспективно” подтвердить то, что еще не появилось; 2) специальная теория относительно сти не является теорией Эйнштейна.

При этом никого не смущает факт, что мы не видим все “небо в алмазах”, что свет от далеких звезд не дохо дит до Земли, хотя в предположении отсутствия эфира (фи зического вакуума) дальность распространения света должна быть бесконечной.

Возвращаясь же к эксперименту Майкельсона, следу ет отметить, что им была зафиксирована разница в изме ренной величине скорости света в одном и другом на правлениях на уровне 3—4 км/с. Майкельсон отнес это к погрешностям измерений и сделал вывод об ошибочно сти исходной гипотезы стационарного эфира.

Полный обзор по экспериментальным исследованиям проблемы дан в работе В.А. Ацюковского “Эфирный ве тер”[32], в которой отмечается, что в корректных экспери ментах ряда ученых, в первую очередь Д.Миллера, “эфир ный ветер был обнаружен, значение его скорости и направление были определены с неплохой для своего времени точностью. Оказалось, что направление этого ветра вовсе не совпадает с направлением движения Земли, как предполагалось вначале, а почти перпенди кулярно к нему... И хотя Миллером... эксперименты уже были проведены, учитывая всю сложность обста новки, нужно сейчас, с использованием существующих измерительных средств и современных возможностей, вернуться к этому вопросу и провести соответствую щие эксперименты вновь” (выделено мной. — В.Б.).

Один из таких экспериментов был выполнен Ю.М. Га лаевым[33], который отмечает: “Значение скорости эфирного ветра,' измеренное в настоящей работе в диапазоне радиоволн, близко к значениям скоростей эфирного ветра, измеренным в оптическом диапазоне электромагнитных волн в экспериментах Миллера, Майкельсона, Писа, Пирсона...

Таким образом, результаты выполненного эксперимента согласуются с положениями исходной гипотезы о существовании в природе материальной среды эфира”.

В 1920 году в статье “Эфир и теория относительности” Эйнштейн писал: “...общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами, таким образом, в этом смысле эфир существует. Согласно общей теории относительности, пространство немыслимо без эфира...” (выделено мной. — В.Б.).

Вопросы есть?

 

назад вперед

к оглавлению

Хостинг от uCoz