вернуться на главную   к библиотеке   к списку работ по эфирной физике

© Copyright - Karim A. Khaidarov, February 15, 2006

ИНЕРЦИЯ ЭФИРА

Светлой памяти моей дочери Анастасии посвящаю

Аннотация. Рассмотрены заблуждения современной механики, возникшие еще в эпоху Исаака Ньютона. Дано понятие и происхождение инерции как атрибута эфира. Раскрыт механизм инерционных свойств эфира. Показано, что законы инерции Галилея и принцип относительности Галилея есть следствие свойств эфира.

Причины заблуждений в механике

Парадоксальные и алогичные понятия современной физики, касающиеся механических свойств вещества и поля, возникли не сегодня и не сто лет назад. Для понимания истинного положения дел необходимо вернуться в 17-й век, когда Исаак Ньютон провозгласил своими два закона механики Галилея и один закон Гюйгенса, а политические силы провозгласили Ньютона “почти божественным умом”. Всё было бы ничего, если бы алхимик и управляющий Британского Монетного Двора Исаак Ньютон, заимствовав эти законы, не сделал бы “hypothesis fingo”.

Галилеев закон инерционного движения

Дело в том, что глубоко физический закон инерции Галилея [1] , гласящий (в современной формулировке):

“Всякое физическое тело, покоящееся или движущееся в физической среде с постоянной скоростью прямолинейно или по окружности вокруг центра инерции, будет продолжать это движение вечно, если другие физические тела или среда не окажут сопротивления этому движению. Такое движение есть движение по инерции”,

- был преобразован Ньютоном, 1687, в формулировку [2]:

"Corpus omne perseverare in statu suo quiescendi vel movendi uniformiter in directum, nisi quatenus illud a viribus impressis cogitur statum suum mutare"

“Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейно движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние”.

В современной формулировке так называемый “первый закон Ньютона” [3] еще хуже:

“Всякая материальная точка сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не выведет ее из этого состояния”.

При этом чисто экспериментальный физический закон, найденный Галилеем в 1612 – 1638 годы, отточенный к 1644 году Рене Декартом [4] и Христианом Гюйгенсом, и широко известный к моменту перехода Исаака Ньютона от алхимической к физико-математической деятельности, превратился у последнего в философский нонсенс – движение абстрактной “материальной” точки в пустоте. Исключены были 3 вращательные степени свободы движения по инерции и среда - носитель.

Я понимаю, насколько современному человеку, в сознание которого движение в пустоте было внедрено на уровне инстинкта, догматической веры, трудно осознать алогичность этого, несоответствие ньютоновской интерпретации реалиям Природы. Однако, не теряя надежды на понимание, попытаюсь довести свою точку зрения до читателя.

Если бы движение какой-либо физической системы происходило в абсолютной (абстрактной) пустоте, то было бы невозможно даже логически отличить это движение от покоя, так как пустота не имеет отличительных признаков (меток), по которым можно было бы определить это движение. Данное “математическое свойство” было использовано как обоснование релятивизма, хотя это “свойство” существует только в теории, в умах релятивистов, но не в Природе.

Здесь необходимо отметить, что феноменологический принцип относительности Галилея, если не акцентировать внимание на тривиальной математической стороне – декартовом преобразовании координат, утверждает лишь то, что при обычных низких скоростях, с которыми имеют дело люди в повседневной жизни, разница между инерциальными системами отсчета не чувствуется. Для эфирной среды эти скорости так ничтожны, что физические явления протекают одинаково.

С другой стороны, линейное движение, измеряемое в пустоте относительно других тел, не может быть объективной однозначной мерой движения, так как зависит от произвола наблюдателя, то есть выбора системы отсчета. В терминах линейного движения скорость камня лежащего на земле можно считать равной нулю, если брать за систему отсчета Землю, и равной 30 км/с, если взять за систему отсчета Солнце.

Вращательное движение, объявленное частным случаем и выброшенное Ньютоном из формулировки закона инерции, в отличие от поступательного движения, является абсолютным и однозначным, так как Вселенная заведомо не вращается вокруг всякого камня.

Таким образом, первоначально чисто феноменологический закон Галилея был обрезан на три степени свободы, лишен физической среды и превращен в некую абстрактную догму, остановившую развитие механики и физики в целом, замкнув мысли физиков только на линейное относительное движение.

Галилеев закон о силе инерции

Закон, открытый 4 столетия назад Галилеем [1] в современной формулировке гласит:

“Изменение количества движения тела равно приложенной к нему силе, изменение момента количества движения тела равно приложенному моменту сил”.

Фактически это есть формулировка закона сохранения количества движения и энергии, то есть утверждение причинности механики.

Современная формулировка этого закона примерно такая же, правда, он незаконно называется “вторым законом Ньютона”.

Ньютон переформулировал этот закон Галилея по-своему [2]:

"Mutationem motus proportionalem esse vi motrici impressae et fieri secundum lineam rectam qua vis illa imprimitur"

“Изменение количества движения тела пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует”

и

“Ускорение материальной точки прямо пропорционально действующей на нее силе и обратно пропорционально ее массе, и совпадает по направлению с приложенной к ней силой

Не поняв ни общности формулировки Галилея, ни ее истинного физического смысла, Ньютон искривил сознание последующих поколений физиков, подавив их мышление силой политически приобретенного авторитета.

Рассмотрим эти искривления.

Пять искривлений механики

Первое искривление опять касается вращательного движения, которое Ньютон счел частным случаем прямолинейного. Однако, это не так. Вращательное движение, в отличие от прямолинейного движения, является абсолютным, и подчинятся совсем иным законам, по иному происходит реакция с физической средой. Это легко видеть на примере гироскопа (быстро вращающегося тела) который имеет иные инерционные свойства, нежели прямолинейно движущееся тело. Инерция, которая есть причинная задержка реакции, в случае прямолинейного движения есть реакция на силу, а в случае вращательного – реакция на момент сил.

Второе искривление состоит в том, что, Ньютон принял концепцию “абсолютной пустоты”. Если принять, что силы инерции берутся у тела ниоткуда, то надо, как это делал Ньютон, признать их “божественными”, а физику разделом теологии. Если признать эти силы фиктивными, как это делают современные перипатетики (см. например [5,6]), то надо отказаться от принципа причинности в физике, то есть опять же отказаться от того, физика есть наука. Признать материальность сил инерции означает признание существования среды – носителя, то есть эфира.

Третье искривление состоит в отождествлении инерции и массы. Если у Галилея инерция весомых тел была пропорциональна массе, что соответствует физической реальности, то у Ньютона это эквиваленты, что не есть одно и то же и не соответствует истине, так как, например, фотон, обладая инерцией (импульсом и моментом импульса) не обладает массой. То же можно сказать об эйнштейновском “принципе эквивалентности”, который не выдерживает проверки практикой.

Четвертое искривление – утверждение о центральности сил гравитации, исходит от превратно понятого Ньютоном закона инерции Галилея – Декарта и “модификации” закона тяготения Гука, из которого он выбросил эфир. Исаак Ньютон принял за основу центростремительную силу, которая на самом деле есть всего лишь реакция на природную силу инерции. Это заблуждение опровергнуто современными экспериментами, показывающими, что сила гравитации отличается от центральной. Теоретически теория Ньютона опровергнута предложенным автором развитием идей Гука – Бернулли – Эйлера – Гаусса – Гербера [7,8].

Перечисленные выше и математические трудности описания гравитации в терминах близкодействия и непрерывной передачи энергии через среду, привели Ньютона к пятому искривлению - постулату мгновенного действия на расстоянии – нарушению принципа причинности, общего для всех наук.

Искажения, внесенные Ньютоном в понятия инерции, массы и гравитации живы до сих пор. Они мешают развиваться физике и новым технологиям, скрывая истинную Природу от человеческих глаз и ума. Поэтому рассмотрим, в чем они заключаются.

Как было показано автором ранее [9], в современной физике царит понятийный хаос, в котором смешаны понятия массы, инерции и гравитации. Так как для понимания дальнейшего изложения важно разобраться в этих понятиях, изложим их подробнее.

Понятие массы

Масса есть мера количества вещества.

Как и любые другие меры, мера массы должна обладать свойствами, обязательными для родового понятия – меры. Обязательным, атрибутивным свойством любой меры является аддитивность, жестко связанная с понятием измеримости [10]. Иначе это не мера. Только свойство аддитивности и независимости от способа измерения делает меру мерой. Поэтому разговоры о массе, меняющейся в зависимости от ракурса ее наблюдения, превращают физику в цирковой балаган.

Можно указать следующие основные способы измерения массы:

- пересчетный, заключающийся в подсчете числа идентичных единиц массы (частиц, атомов, молекул…);

- объемный, заключающийся в измерении объема вещества одинаковой плотности (счетчики жидкостей, мерные объемы);

- гравитационный, заключающийся в измерении силы гравитации, производимой взаимодействием данной массы с гравитационным полем (балансные и статические пружинные весы);

- инерционный, заключающийся в измерении сил инерции, возникающих при метрологическом движении массы (динамические пружинные весы, вибраторы).

Понятие инерции

С понятием массы современные физики смешивают понятие инерции. Эта ошибка берет начало с трудов Ньютона, который ввел постулат пустого абсолютного пространства, исключил эфир, сделав силы инерции фиктивными, возникающими как “божественный” атрибут массы.

В действительности инерция, как было показано Н. А. Умовым [11,12], есть следствие причинности, непрерывности процесса передачи количества движения и энергии в материальной среде вне зависимости от конкретной природы материи. Доказательное положение Н. Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия распространяется не только в определенном пространстве, но и в определенный промежуток времени, исключает всякую мысль о ньютоновском мгновенном дальнодействии [13].

Реально

инерция есть физическое явление реакции упругой материальной среды (эфира) на изменение движения тела.

Она возникает при отличии ускорения тела от нуля

(1)

где v – линейная скорость, ω – угловая скорость тела.

В силу закона сохранения энергии – импульса – момента импульса инерция подчиняется закону Галилея

(2)

где F – сторонняя сила, приложенная к свободному телу; a – линейное ускорение тела; M – (главный) момент сил, приложенный к телу; ε – угловое ускорение вращения тела вокруг его центра инерции; inlin – линейная инерция [kg]; inrot – вращательная инерция [kg].

Таким образом, в природе существует два вида инерции: линейная и вращательная. Линейная инерция в обычных земных условиях пропорциональна массе вещества, так как силы линейной инерции Fin и силы гравитации Fgr пропорциональны количеству вещества

Fin = ma = in∙a; Fgr = mg

Именно инерция, а не масса является аккумулятором импульса и кинетической энергии. В случае линейной инерции это

где v – линейная скорость объекта относительно ИСО, в которой измеряется импульс и кинетическая энергия объекта.

Понятно, что эти импульс и энергия носят относительный характер, так как в другой ИСО значение их будет другое.

Иное мы имеем в случае вращательной инерции. Она является аккумулятором момента импульса и вращательной кинетической энергии, неизменных при смене отсчетной ИСО

В то время как гравитационное поле может изменить вектор К для объектов, имеющих гравитационную массу, оно бессильно повернуть вектор L. Поэтому вектор L гироскопа, аккумулировавшего энергию инерции вращения, имеет неизменное направление во Вселенной, то есть в неподвижном эфире. Если бы не было разницы между инерцией и гравитацией, гироскопы, наверное, поворачивались бы на источник гравитационного поля.

Ложность принципа эквивалентности

Для вещества мера линейной инерции в силу естественного баланса сил, имеющего место в обычных условиях, пропорциональна мере гравитационной массы (массе покоя), так как и в том, и в другом случае “производителем” инерции является одно и то же количество вещества.

Это не соблюдается для поля. Согласно экспериментальным данным, гипотетическая гравитационная масса фотона должна быть не более 10-20 от его “инертной массы” [14].

Это не соблюдается для движущегося с высокой скоростью тела. При этом его инерция различна в разных направлениях (“продольная” и “поперечная” массы) и не равна “массе покоя”.

Таким образом, не только не верен “принцип эквивалентности” гравитационной и инертной масс, но и неверно само понятие инертной массы. То, что в пост-ньютоновской физике называется “инертная масса” вовсе не масса, а инерция, - галилеевская мера взаимодействия вещества и эфира, всесторонне описанная еще Декартом.

Уравнение, которое как бы открыто П. Дираком, на самом деле обычное уравнение активной (не зависящей от скорости) и реактивной (скоростной) составляющих инерции [9].

Как установлено еще в 1870 – 1874 годах Николаем Алексеевичем Умовым [12], инерция есть проявление упругих свойств среды и причинности (непрерывности) процесса передачи энергии – импульса, так что для эфира – среды носителя справедливо соотношение

dE/dρ = c2.

(3)

То есть отношение плотности энергии к плотности среды или удельной инерции есть величина постоянная и равная квадрату скорости света.

В данном случае, естественно, это плотность инерции, а не плотность гравитационной массы.

Многочисленные эксперименты (Козырев, Подклётнов, Рощин – Годин) показали, что и гравитационная масса, то есть сила взаимодействия вещества и гравитационного поля также переменна в неравновесных условиях.

Таким образом, ложный принцип эквивалентности эйнштейновской физики был основан лишь на внешнем сходстве сил линейной инерции и гравитации без анализа причин вызывающих эти явления.

Реальный физический мир совсем иной, нежели наполненный абсолютной пустотой абстрактно-математический мир Ньютона – Пуанкаре – Гильберта - Эйнштейна - Минковского. Чтобы раскрыть это, рассмотрим понятие материи, являющееся ключом к данной проблеме.

Понятие материи

“...подавляющее большинство вещей, даже в чисто материальной природе, остаются скрытыми для наших жалких пяти или шести чувств, и что, следовательно, ограничение, совершенно устраняющее эти скрытые соучаствующие факторы, является ограничением поистине, ужасающего объема. Такое ограничение естественнонаучной картины мира только непосредственно доступным наблюдению может быть названо человеческим, то есть приноровленным к человеческой природе, поскольку оно заранее все строит на наших чувствах. Но оно противоречит также и человеческой природе, так как не считается со способностью человеческого духа и с присущим ему стремлением воссоздавать в своем воображении соответственные образы скрытых от нас соучаствующих факторов”

Филипп фон Ленард, [15]

Как вульгарный идеализм ньютонианства, так и вульгарный материализм марксизма, заявлявший, что “материя, есть физическая реальность, данная нам в ощущениях” свел материю лишь к веществу, обладающему массой и ощущаемым формам физических полей. Позитивизм, уйдя еще дальше от Истины, постулировал отсутствие того, что мы не видим. “Разве Луна существует, когда мы на нее не смотрим?” - вопрошал А. Эйнштейн [16].

Релятивизм декларирует относительность физического явления, зависимость его от процесса наблюдения (релятивизм СТО Эйнштейна, “принцип неопределенности” Гейзенберга).

Реально, любая относительность возникает лишь на базе чего-то более близкого к Абсолюту. Само вещество и поле есть физические объекты, процессы и явления, возникающие, как морская пена на гребне волны в более близком к Абсолюту эфире – основной физической материи Вселенной.

В причинном мире у любого сущего имеется своя причина существования как во времени (в прошлом), так и в пространстве (в составных частях). Любое сложное физическое явление, объект, процесс есть композиция более простых сущностей. Так мир делится на всё более простые, менее делимые и более однообразные первоэлементы – первопричины. Если на макроскопическом уровне каждый камень есть индивидуальность, то на микроскопическом уровне уже нет свойства индивидуальности элементов. У каждого уровня сложности материи должен быть более простой базовый уровень. Для камней базовым уровнем является уровень кристаллических доменов, ниже него – уровень молекул и атомов, ниже – уровень элементарных частиц.

Базовым уровнем для элементарных частиц является непризнанный современной релятивистской физикой эфир.

В рамках концепции, разрабатываемой автором, эфир состоит из корпускул (амеров Демокрита), представляющих собой волчки – гироскопы, которые могут существовать в двух состояниях – уравновешенном (корпускулярном, неподвижном) и неуравновешенном (фазовом, находящемся в постоянном движении). Сам эфир имеет три компоненты – три агрегатных состояния:

- корпускулярный эфир (базовая неподвижная материя, псевдо-твердое тело);

- связанный фазовый эфир (амеры, связывающие корпускулярный эфир в домены, в результате чего эфир приобретает свойства псевдо-жидкости);

- свободный фазовый эфир (электромагнитный эфир).

Кроме того, можно отметь, что на сегодня только намечен базовый уровень для эфира – протоэфир [30].

Различие трех видов эфира состоит только в формах движения амеров и структуре среды. Поэтому меры движения – линейная и угловая скорости, импульс и момент импульса, кинетическая и потенциальная энергии, должны быть рассмотрены и правильно поняты для проникновения в суть материи.

Для раскрытия элементарных свойств вселенской материи - эфира рассмотрим его первичный неделимый элемент – амер.

Амер – ротатор

Как это мыслил еще великий Кельвин, упрощенно корпускулу эфира (амер Демокрита) можно представить как ротатор, то есть систему вращающейся инертной точки и жесткого безынерционного обода или сферы или просто как круг, обладающий инерционными свойствами.

Полная механическая энергия ротатора определяется функцией Гамильтона H и эквивалентна внутренней кинетической энергии T ротатора [3]

(4)

где m – инерция вращающейся точки, v – линейная скорость точки, ω – угловая скорость (частота) вращения инертной точки, J – момент инерции.

Обобщенный импульс h, сопряженный с угловой координатой φ, равен [3]

(5)

Таким образом, h есть момент количества движения, а H можно выразить как [3]

(6)

По каноническим уравнениям Гамильтона [3]

(7)

Первое из уравнений (7) дает h = M = const, то есть закон сохранения момента количества движения. Именно это и есть физический смысл постоянной Планка, а не выдуманное "действие”, которое не имеет ни физических аналогов, ни физического смысла.

Инертная часть амера обладает ничтожно малой линейной инерцией, поэтому практически невозможно замерить линейную инерцию самого эфира – массива амеров. Однако скорость вращения этой инертной частицы столь велика, что амер обладает конечным моментом количества движения, равным постоянной Планка

(8)

Так как это очень важный вопрос, то ниже рассмотрим его более подробно.

Эфир – бесконечный массив амеров

Как выяснено автором [17], эфир есть бесконечный во времени и пространстве массив корпускул - амеров, находящихся в балансном термодинамическом состоянии, лишь местами и изредка отклоняющемся от вселенского баланса. Его температура (кинетическая энергия) почти повсеместно близка к тройной критической точке эфира 2.72°K.

Таким образом, три уровня эфира - корпускулярный, связанный и свободный есть прототипы и прародители агрегатных состояний вещества - твердого, жидкого и газообразного.

Поэтому, разработанные в разные годы выдающимися физиками газообразные модели эфира (Демокрит, Декарт, Гюйгенс, Ломоносов, ЛеСаж, Гельмгольц, Менделеев, А. Тимирязев [18], Кастерин [19], Арп [20], Ацюковский [21]…), жидкостные модели эфира (Д. Бернулли, Эйлер, Фарадей, Максвелл, Кельвин…), твердотельные модели эфира (МакКулаг [22], Винтерберг [23], Горбацевич [24,25]…) несмотря на большое различие, справедливы в своих аспектах и являются фундаментом для разработок будущего. Вселенская материя - эфир, поистине бесконечен и безграничен как в бытии, так и в формах проявления.

Каждый амер имеет свое индивидуальное “случайное” направление оси вращения, что придает макроскопическим объемам эфира свойство аморфности, а потому изотропности. Так как во Вселенной царствует причинность, то есть действуют законы сохранения, в том числе закон сохранения момента количества движения, то внутреннее движение каждого амера, будучи практически изолированным от внешнего мира, см. ω→∞ в (8), обладает практически одинаковым моментом количества движения (5), равным постоянной Планка, не изменяющимся при “черепашьих” скоростях вещества и поля.

Первая причина закона инерции

В отличие от вещества, эфир согласно (7) практически не обладает линейной инерцией и соответственно сопротивлением движению вещества через него. Однако его угловая инерция, которой он обладает по закону Галилея (2) весьма велика.

Силы инерции в эфире возникают только при приложении момента сил, что возможно при плотной упаковке эфира как это виделось в твердых моделях Мак-Кулага - Горбацевича – Винтерберга.

Таким образом,

эфир является “прозрачным” для прямолинейных движений вещества в любом направлении.

Это есть одна из причин закона инерции Галилея.

Вторая причина закона инерции

В эфире ротаторов, как и в любой упругой физической среде, могут возникать волновые движения. Как и в других средах, это могут быть продольные (звуковые) волны давления, в каждом цикле которых ничтожная кинетическая энергия линейного движения среды амеров преобразуется во внутреннюю энергию амеров. В связи с фантастически большой упругостью амеров эта скорость также фантастически велика [26]. Такие волны можно считать почти безынерционными.

В эфире ротаторов могут существовать и псевдо-сдвиговые волны, скорость которых известна – это скорость света (3). Псевдо-сдвиговыми их можно называть в связи с тем, что их “сдвиг” есть гироскопическая реакция на приложенный к амеру внешний момент сил. Инерционная плотность свободного (электромагнитного) эфира – 2.8 kg/m3 [16].

Как было выяснено автором [27], вещество и поле есть две формы полюсов колебаний эфира, вокруг которых создаются эфирные волны. Именно эти присоединенные волны порождают линейную инерцию (импульс) вещества и поля, подобно тому, как волны в жидкости порождают “присоединенные массы” [28]. Современная физика называет это инертной массой.

Как установлено классиками физики, начиная с Галилея, и в окончательном виде - Н.А. Умовым, любое ускоренное движение в среде ведет к передаче энергии – импульса, к изменению конфигурации поля. При этом если среда является линейно-упругой, то ее инерция не зависит от величины приложенной силы, вследствие чего ускорение пропорционально силе. Это и есть вторая причина закона инерции Галилея.

Таким образом,

закон инерции Галилея есть следствие свойств среды – носителя, эфира, состоящего из ротаторов.

Выводы

В результате исследований автором было выяснено следующее.

- Воззрения ньютоновско-эйнштейновкой физики, исключающие эфир не соответствуют физическим реалиям. Это выявлено в несоответствии ее многочисленным экспериментам.

- Масса и инерция не тождественны, принцип эквивалентности ложен.

- Инерция есть реакция эфира на изменение движения в нем.

- В природе существуют две формы инерции – линейная и вращательная, имеющие индивидуальные свойства.

- Представляя эфир в виде плотноупакованной среды ротаторов, можно объяснить причины законов инерции, которые оказываются следствием свойств эфира.

Благодарности

Автор выражает свою признательность всем физикам, которые поддерживали настоящие исследования, а в особенности д-ру Феликсу Феликсовичу Горбацевичу (Научный Центр, Апатиты, Россия), чьи физически ясные и честные исследования [24] вдохновили автора на работу в области теории эфира, дали правильное базовое направление исследований, профессору Фридварту Винтербергу (Невадский госуниверситет, Рено, США) – живому классику ядерной физики и Николаю Куприяновичу Носкову (Национальный ядерный центр РК, Алматы, Казахстан), чья постоянная научная и моральная поддержка являлась решающим фактором в укреплении моей уверенности в правильности выбранного пути, доктору Владимиру Акимовичу Ацюковскому – первому борцу за восстановление эфирной физики и первопроходцу исследований в области теории эфира в современной России, поддержавшему исследования автора с самой первой работы [29], д-ру Хальтону Арпу (Астрофизический институт им. Макса Планка, Германия) - живому классику астрофизики, чья поддержка эфирного проекта вселила уверенность в возможность достижения положительного результата, профессору Алексею Алексеевичу Потапову (Институт динамики систем и теории управления СО РАН, Иркутск, Россия), чьи конструктивные замечания существенно улучшили качество настоящих исследований.

Карим Хайдаров,
Алматы, 15 февраля 2006 года

Ссылки

  1. Galileo Galilei – Discorsi e dimostrazioni matematiche intorno a due nuove seinze, attenenti alia meceanica ed ai movimenti locali, 1638.
  2. Ньютон И. Математические начала философии, Лондон, 1687.
  3. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике для инженеров и ст., М., “Наука”, 1968.
  4. Декарт Р. Начала философии, Париж, 1644.
  5. Ишлинский А.Ю. Механика относительного движения и силы инерции. – М., “Наука”, 1981.
  6. Гулиа Н.В. Инерция. – М., “Наука”, 1982.
  7. Хайдаров К.А. Эфирная механика. – Боровое, 2004, НиТ, Киев, 2004
  8. Хайдаров К.А. Эфир – великий часовщик. – НиТ, Киев, 2004.
  9. Хайдаров К.А. Происхождение масс посредством возмущения природного эфира. – SciTecLibrary, 2004.
  10. Лебег А. Теория меры. – СПб., 1905.
  11. Умов Н.А. Уравнения движения энергии в телах, 1874.
  12. Умов Н.А. Добавления к “Уравнениям движения энергии в телах”, 1874
  13. Компанеец А. И. Борьба Умова за материализм в физике. – М., 1954.
  14. Физический энциклопедический словарь. – М., “СЭ”, 1984.
  15. Ленард Ф. Принцип относительности, эфир, гравитация. – М., ГосИз, 1922.
  16. Pais A. The Science and Life of Albert Einstein. – Oxford, 1982.
  17. Хайдаров К.А. Термодинамика эфира. - Боровое, 2003.
  18. Тимирязев А.К. Кинетическая теория материи, М., 1954.
  19. Кастерин Н.П. Обобщение основных уравнений аэродинамики и электродинамики. Доклад на особом совещании при Академии наук СССР 9 декабря 1936 г. – М., 1936
  20. Arp H. C. The Observational Impetus for Le Saga Gravity. – M-P. Institute fuer Astrophysik, 2001.
  21. Ацюковский В.А. Общая эфиродинамика, - М., “Энергоатомиздат”, 1990.
  22. MacCullagh J. Brit. Asoc. Rep., 1835
  23. Winterberg F. Planck Aether Hypothesis. Karl Gauss Press, Reno, 2002.
  24. Горбацевич Ф.Ф. Основы теории непустого эфира. – Апатиты, изд. “Милори”, 1998, 48с.
  25. Горбацевич Ф.Ф. Эфирная среда и универсум. – СПб, 2004, 110 с..
  26. Хайдаров К.А. Быстрая гравитация, - BRI, Боровое, 2003.
  27. Хайдаров К.А. Природа света, - BRI, Боровое, 2004.
  28. Риман И.С., Крепс Р.Л. Присоединенные массы тел различной формы. М., 1947.
  29. Хайдаров К.А. Вечная Вселенная, - Боровое, НиТ – Киев, 2003.
  30. Хайдаров К.А. Эфир: структура и ядерные силы. – BRI, Алматы, 2005.

вернуться на главную   к библиотеке   к списку работ по эфирной физике