Казахстан не является страной с высоким технологическим развитием, и необходимые промышленности технологии и оборудование, транспортные средства, компьютеры, оборудование для связи и многое другое в основном импортируются из-за рубежа.
Казалось бы, технологическое отставание Казахстана настолько велико, что уже и преодолеть его не получится. Государственные программы развития технологий исходят из того, что главным источником будет импорт технологий, а не собственные разработки. Так, в 2003 году создано АО “Центр инжиниринга и трансферта технологий”, направление работы которого очевидно из названия.
Однако,
Казахстан никогда при таком подходе к делу не станет развитой страной и лидером. Во-первых, всегда будет сохраняться разрыв, хотя бы в 4-5 лет, за счет того, что разработчики стремятся пресечь широкое копирование своих разработок. Во-вторых, подобная политика всегда будет поглощать большие финансовые ресурсы, причем рост расходов будет все более возрастать, по мере того, как необходимые технологии и разработки будут усложняться. К тому же, давно доказано, что слепое копирование, без коренной переработки и адаптации заимствованных технологий и разработок, убивает инженерную мысль. Ставка на трансферт технологий - это закрепление технологической отсталости Казахстана.
Между тем, опыт целого ряда стран, которые стали технологически развитыми в течение ХХ века показывает, что у каждой развитой страны был свой путь. Народы и, как следствие, изобретатели и инженеры, сильно различаются между собой по менталитету, по господствующему подходу, методам работы и целям, которые они достигают. Этим различиям, к сожалению, мало уделялось внимания. Но даже на первый взгляд можно сказать, что, к примеру, советская техника разительно отличалась от техники англо-саксонских стран. Главной целью, которую достигали советские инженеры, состояла в создании максимально живучей, надежной, ремонтопригодной техники, нередко в ущерб качеству и комфорту. И советская инженерная мысль создала уникальные шедевры подобной техники: самолеты У-2, Ан-2, Ан-12, Ил-76, автомобили ГАЗ-66, УАЗ-469, "КамАЗ", и множество других машин. Нередко эти шедевры выпускались по 40-50 лет с минимальными изменениями, и могли использоваться от пустынь до арктической тундры.
Японская техническая школа развивалась по пути максимально возможного усовершенствования своих разработок, и японские инженеры стремились отшлифовать свои разработки до степени максимального совершенства, в результате чего получились исключительно удобные и надежные образцы техники. Национальный характер создал мощную машиностроительную промышленность с высокой культурой производства.
Тщательно изучив историю техники, можно выделить целый ряд национальных школ: немецкую, итальянскую, французскую, англо-саксонскую, шведскую и финскую, советскую,
японскую. Теперь активно формируется китайская школа технического творчества. И в каждой из них четко видно влияние национальной культуры и менталитета.
Поэтому, изучение опыта передовых стран указывает - в технологическом развитии нельзя быть догоняющей страной. Подобные попытки никогда не будут иметь успеха. Казахстану нужно создавать свой собственный стиль в технике, свою собственную школу технического творчества. Только в этом случае можно рассчитывать на серьезные достижения и мировое признание.
Обычно, когда дело касается развития технологий, то чиновники в Казахстане начинают говорить об инвестициях, развитии образования и государственной помощи. На мой взгляд, это последние вопросы, которые необходимо решать. Во-первых, крупные инвестиции нужны, когда разрабатываются очень сложные образцы техники, требующие сотрудничества сотен инженеров и мощной производственной базы, а также когда сложная техника готовится к серийному производству. Ракета-носитель потребует крупных инвестиций. Нынешний Казахстан же не готов ни к разработке сложной техники, ни к ее серийному производству. Это дело будущего.
Во-вторых, развитие образования дает эффект только спустя много лет, когда молодежь пройдет обучение, накопит опыта и приступит к самостоятельному творчеству. На это потребуется как минимум 10-15 лет, а текущие задачи нужно решать прямо сейчас, опираясь на наличные силы. И вообще, никто не будет ждать по 15-2
0 лет, пока подрастет новое поколение и что-нибудь создаст.
В-третьих, для того, чтобы государство можно оказать помощь, нужны готовые разработки и образцы техники. Государство может профинансировать пуск производства, способствовать широкому внедрению техники. Пока этого нет, государство практически бессильно.
С моей точки зрения, ситуация в Казахстане совершенно противоположная этим рассуждениям. Во-первых, техническое образование появилось в республике далеко не вчера, и есть высококвалифицированные инженеры и ученые. Во-вторых, даже поверхностный поиск показывает, что в Казахстане имеются весьма перспективные разработки (например, пневмолифты Юрия Николаева из Караганды или двигатель для автомобиля Аскера Болтабаева из Алматы), которые можно взять и использовать. Детальный поиск выявит сотни, если не тысячи подобных изобретений, пока еще не покинувших ящика стола их разработчиков. Доработка и запуск производства в этих проектах никак не потянет на миллиарды долларов. Так что главная задача технологического развития в нынешнем Казахстане состоит в том, чтобы найти изобретателя с разработкой и оказать ему помощь.
Много говорилось о том, что большинство изобретателей и инженеров встречают огромные трудности в реализации своих разработок, и
лишь немногие достигают успеха. Это было острой проблемой еще в СССР, и после распада Советского Союза она только обострилась.
Надо четко понимать, что изобретатель нуждается во всесторонней поддержке своей работы. Он, как правило, сосредоточен на работе над своим детищем, и не может отдавать силы проталкиванию своей разработки через
многочисленные административные барьеры. Он не может тратить драгоценное время на хождение по бизнесменам и выпрашивание денег. К тому же, в силу особенностей мышления, большинство изобретателей может буквально фонтанировать идеями, но с большим трудом они могут представить себе сферу их применения и значение. Они сплошь и рядом не делают шага от технической идеи до узла или агрегата, а от него - до установки. Тогда как промышленность требует именно установок, готовых и полностью отработанных во всех деталях. Много ценных изобретений осталось в проектах из-за этого обстоятельства. Увы, далеко не все изобретатели становятся столь же пробивными товарищами, какими были Томас Эдисон или
Генри Форд.
Одним словом, нужна некоторая среда, в которой инженеры и изобретатели могли бы анонсировать свои разработки, вынести их на рассмотрение с целью определить, как наилучшим образом их можно использовать, найти участников доработки, привлечь финансирование и так далее. Такой средой может быть общество поддержки технологического развития, объединяющее как инженеров и изобретателей, так и представителей общественности, прессы, бизнеса, государственных органов, своего рода площадка, где люди, обычно
не пересекающиеся, встречаются и обсуждают новые и перспективные идеи.
Подобные общества существовали во многих странах и внесли огромный вклад в развитие науки и техники, в особенности в авиации и космонавтики. Это советские общества ОСОВИАХИМ (в котором начинались разработки ракет и космической техники, Группа изучения реактивного движения Сергея Королева была подразделением в этом обществе), Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, созданное в 1958 году и объединявшее 12 млн. членов. В Германии работы по конструированию ракет вело Общество космических полетов, в котором начинал карьеру Вернер фон Браун, создавший первую ракету, совершившую суборбитальный полет. В США в 1930 году появилось Американское ракетное общество. Подобных обществ по всему миру были сотни. Хотя далеко не все из них широко известны, тем не менее каждое из них сделало свой вклад в развитие техники.
Казахстан для развития своей техники, нуждается в подобных обществах, их нужно создать как можно скорее. Это должны быть общественные организации, объединяющие в себе заинтересованных в развитии технологий в Казахстане людей, готовых что-то сделать для прогресса в этом направлении.