д.ф.-м.н. В. И. Бояринцев
Наука... является коллективным творчеством и не может быть
ничем иным; она как монументальное сооружение, строить
которое нужно на века и где каждый должен принести камень,
а этот камень часто стоит ему целой жизни. Следовательно,
она даёт нам чувство необходимой кооперации, солидарности
наших трудов с трудами наших современников,
наших предшественников и наших последователей.
Анри Пуанкаре
В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) её обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.
О состоянии дел в науке 80-х годов можно получить представление из справочника «Страны мира» (М., «Политиздат», 1985):
численность научных работников в стране — 1,5 млн. человек;
на научные исследования израсходовано 26 млрд. рублей (в пересчёте на современные цены) — 728 млрд. рублей;
в 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в области ядерной физики, астрофизике, физике твёрдого тела, химии, геофизике, биологии и медицины;
в народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений, и около 4-х миллионов рационализаторских предложений;
зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц, что в пересчёте на современные цены составляет 5400-7200 рублей;
зарплата научного работника: кандидата наук — 250-300 рублей (15 000-18 000 теперешних денег); доктора наук — 300-400 рублей (18 000-24 000 рублей);
пенсия научного работника со стажем: кандидата наук — 120 рублей (7 200 нынешних); доктора наук — 160 рублей (9600 современных денег).
Всё это позволяет рассматривать советское время как «золотой век науки».
Финансирование научных исследований уменьшилось в 10-15 раз (!) по сравнению с периодом «застоя», когда страна имела выдающиеся достижения в целом ряде областей науки;
с 1996 года, когда вступил в действие Федеральный закон «О науке», на финансирование этой отрасли должно было направляться не менее 4% государственного бюджета, однако это требование ни разу не выполнялось;
по доле финансирования науки из государственного бюджета российская наука находится на уровне Таиланда и Румынии;
число работников в научной сфере составляет около 470 тысяч человек; в восьмидесятых годах в СССР было полтора миллиона научных работников;
в советские времена по числу исследователей на душу населения Россия занимала первое место в мире, сейчас она опустилась до седьмого, нас обогнали не только США и Япония, но и Израиль.
примерно 100 тысяч учёных выехали за рубеж, не только ослабив нашу страну, но усилив страны чужие, хотя, как утверждают демократические правители, — «врагов у нас нет»; при этом немалая часть из уехавших занималась работами в области обороны страны;
в советское время количество подаваемых заявок на изобретения было в 10-15 раз больше, чем их подавалось в 1995 году. При этом изобретатель получал премию за каждое своё изобретение, не тратя ни копейки за подачу и рассмотрение заявок;
на мировом рынке высоких технологий в настоящее время американцы занимают 60%, Сингапур — 6%, Россия — 0,5%;
за период с 1990 года по 2003 год количество научных организаций сократилось: проектных организаций — в 7,8 раза; конструкторских бюро — в 3,6 раза; научно-технических подразделений на промышленных предприятиях — в 1,8 раза;
в 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука»;
когда говорят, что снижение численности учёных позволит сократить малоценные исследования, то при этом намеренно забывают, что при современном состоянии науки и техники существенного прорыва в ней можно добиться только мощными, хорошо организованными коллективами; вспомним только, что космические, ракетные, атомные, авиационные, оборонные и прочие достижения были получены крупнейшими коллективами, сочетавшими в себе научные, конструкторские и производственные образования;
роль «внутрифирменных научных организаций» сейчас крайне мала; их удельный вес в общем количестве научных организаций страны в 2002 году составил 6,5%; в общем объёме затрат на исследования и разработки в России доля внутрифирменной науки составляет 6%;
снизилось число высших учебных заведений, в которых ведутся научные исследования (40% от общего количества);
в странах с развитой рыночной экономикой внутрифирменной наукой выполняется основной объём научных исследований и разработок: 65% в странах ЕС, 71% — в Японии, 75% — в США;
у хозяев страны нет доверия к тому, что наука способна улучшить её экономику; они считают, что наука нашей рыночной экономике очень мало может дать, так как создавалась она не по рыночным критериям; у нас наука от рынка всегда была далека, но близка к государственным интересам; теперь же государственных интересов как таковых не существует, а есть только групповые интересы сырьевых магнатов;
значительная часть НИИ и КБ в настоящее время не имеет собственных опытных и экспериментальных производств; те НИИ и КБ, которые в советское время имели развитую опытно-производственную базу, теперь её потеряли из-за низкой заработной платы работников;
в составе основных фондов научных организаций доля машин и оборудования старше 11 лет составляет более 42%; почти 20% вычислительной техники научных организаций имеет возраст от 6 лет и старше;
средний возраст докторов наук составляет 61 год, кандидатов наук — 53 года;
средняя зарплата доктора наук составляет 3 500 рублей, пенсия — 2 000-2 500 рублей;
при резком сокращении финансирования научных работ у институтов не хватает средств на поддержание материально-технической базы, и всё чаще экспериментальные работы заменяются численным компьютерным моделированием физических процессов;
около трети финансовых поступлений научных организаций всех форм собственности составляют поступления от непрофильной деятельности; это позволяет предохранить здания институтов от разрушения.
Руководство страны ставит перед русской наукой задачи:
переход от так называемого базового, целевого — к конкурсному планированию и финансированию науки; это надо понимать так: фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные исследования, для прекращения которых так много было сделано в наше время;
менять экономику институтов РАН; создавать гибкие и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании исследований, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров.
от исследований в сфере естественных наук требуется целостная система прогнозирования кризисных явлений, в том числе природных;
стратегическая задача науки — её интеграция с высшей школой; при этом категорически забывается более чем 50-летний опыт, накопленный МФТИ и МИФИ по обучению студентов в «базовых» научно-исследовательских организациях;
требуется реформировать систему высшего образования, то есть, как всегда, ухудшить, приведя её к стандартам «цивилизованных» стран; это позволит развитым странам дёшево покупать молодых российских специалистов;
предполагается «оптимизировать государственный сектор науки», что предусматривает:
предполагается «оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки», для чего предусматривается:
с учётом приоритетных задач социально-экономического развития федеральный сектор науки к 2008 году должен включать в себя 400-700 организаций;
из них исследовательское «ядро» государственного сектора науки составят 100-200 научных организаций;
предлагается провести своеобразное «разделение труда» в институтах Академии наук: одна часть занимается фундаментальными исследованиями, другая — прикладными, третья продажей этих результатов всем заинтересованным лицам; при этом не надо забывать, что «фундаментальная наука» — это наука, которую все поддерживают, но никто не хочет в нее вкладывать средства.
(Фактические данные к разделам «Наука теперь» и «Наука завтра» взяты из «Официального веб-сайта президента Российской Федерации: Речи и выступления», а также из газеты «Поиск», № 38, 17 сентября 2004 г.)
Для этого необходимо:
добиться изменения губительного для страны курса, превращающего её в сырьевой придаток «цивилизованных» и «развитых» стран и вернуться к системе «народного хозяйства» в области национальных интересов Родины;
направить развитие русской науки в русло исследования проблем, поставленных перед нами разного рода техногенными катастрофами и необходимостью возврата страны в положение Великой Индустриальной Державы, сохраняющей духовный и культурно-образовательный потенциал нации, её физическое здоровье и устойчивое демографическое состояние;
сформулировать и финансово обеспечить основополагающие направления развития русской науки, которыми, допустим, могут быть:
расходы на науку в обязательном порядке должны быть перенесены в число защищённых статей бюджета, то есть, они не должны сокращаться ни при каких условиях;
должны быть разработаны и осуществляться специальные программы по техническому перевооружению науки;
общий уровень расходов на науку должен ежегодно возрастать, приближаясь к уровню расходов экономически передовых стран;
Россия должна предпринять огромные усилия для восстановления уникальных производств и поставки изготовленных образцов на рынки, с которых мы сами добровольно ушли;
восстановить статус науки, который был высок в советское время, что было связано, в частности, с тем, что наука обслуживала оборону страны;
восстановить статус самого учёного и обеспечить его материальное положение, подтянув его заработную плату к уровню чиновников высших разрядов;
Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Дело развития и роста народного просвещения немыслимо без широкого развития науки вообще, а оно требует больших средств, так как учёные сами люди, которым нужны средства не только для необходимых научных пособий (библиотек, лабораторий, обсерваторий и т.п.), но и для собственной жизни, надо, чтобы они жили в достатке».
Но он также отмечал: «Могу сказать, что знал на своём веку, знаю и теперь очень много государственных русских людей и с уверенностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не любит и народ мало понимает...»
Следует добавить, что положение ещё более усугубляется, когда к управлению страной допущены не только люди, которых нельзя заподозрить в патриотизме, но даже её некоренные жители, которые не только «в Россию не верят, Россию не любят и народ мало понимают», но и Россию разрушают.