В 2011-м году Россия отмечает 300-летие со дня рождения первого русского учёного, гения, сочетавшего глубокие теоретические знания с умением проверить свои идеи на опыте, великого Михаила Васильевича Ломоносова. Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник Михаил Ломоносов родился 19-го ноября 1711-го года близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
Начались юбилейные мероприятия к 300-летию Ломоносова 31-го января, когда в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусств открылась этнографическая выставка “Архангельский обоз”, которая представляет культурное наследие родины Ломоносова.
В МГУ уже составлен план из более сотни торжественных мероприятий, среди которых научные конференции, чтения, собрания, выставки, планируется также запуск с космодрома Байконур спутника “Ломоносов”.
Основные торжества пройдут в Архангельске и Холмогорах в ноябре этого года.
О международном значении Ломоносова свидетельствует тот факт, что 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова признано ЮНЕСКО праздником мирового значения.
И этот праздник начался в феврале, когда в норвежском городе Тромсё состоялось празднования 300-летия великого русского учёного-просветителя Михаила Ломоносова, в них приняли участие студенты и преподаватели Северного (Арктического) федерального университета.
Михаил Васильевич Ломоносов – основоположник не только современной русской науки, культуры, образования, он проводник русской идеи.
Крепкими узами был связан Ломоносов с русским народом и Россией. Его трактат “О сохранении и сбережении российского народа” ярко подтверждает это.В чём же главный смысл русской идеи? В отличие от западного миропонимания, считающего мир Универсумом, то есть складом вещей и товаров, и разделяющего его на мир природный и мир человеческий, наши предки ещё на заре человечества воспринимали окружающий мир, как единый Космический Лад. Российская наука всегда была основана на единстве мира – человека, общества и природы. Она призвана не разрушать равновесие между ними, а сохранять путём разумной достаточности и познания объективных законов развития Природы и развития единого народно-хозяйственного комплекса.
Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, что с полным основанием позволяет назвать его “универсальным гением”.
По необъятности интересов ему нет равных в российской истории. Он понимал, что без организации русского образования, отечественной науки, невозможно полноценное развитие страны, осуществление национальной идеи, впервые сформулированной этим гениальным человеком.М.В. Ломоносов на основе русского космического миропонимания развил русский проект науки – диалектический, существенно отличный от западного метафизического проекта.
Он выработал свою научную методологию – от опыта через гипотезу к установлению строгой научной теории. Русский гений знал, что слово – это невидимый корень жизнеспособности народа и понимал главенствующую роль языка. Он воспринимал язык, как основу формирования мысли и становления личности, как фундамент для построения науки, образования и культуры, т.е., по существу, всей жизни народа. Для развития русского языка, как основы объединения всех народов России, он создал “Российскую грамматику” и “Краткое руководство к красноречию”. Не зря Радищев называл Ломоносова “насадителем русского слова”. Многие свои труды Ломоносов называл чисто по-русски: “Слово о пользе химии”, “ Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”, “Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих”, “Слово о рождении металлов от трясения земли”. С.И. Вавилов писал: “Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова”. При этом Ломоносов был ещё и крупнейшим первым истинно русским историком. Его исторические взгляды формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицающей самостоятельное развитие русского народа. Он написал свою “Древнюю российскую историю” и придавал огромное значение неразрывности связи времён и поколений. Недаром при МГУ, создателем которого он был, Ломоносов предполагал устроить гимназию, которая была бы способна готовить будущих студентов: “При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян”.М.В.
Ломоносов приближал время, о котором мечтал Пётр I, когда “в народе науки расплодятся”, вырастут свои, российские учёные, будут трудиться они на благо страны. И это время наступило. В советское время нашёл осуществление мудрый лозунг И.В. Сталина: “Кадры решают всё”. Характерно, что в подготовке научно-технических кадров для развития советской науки, техники, индустрии Сталин использовал изобретённый Ломоносовым принцип взаимосвязи теории и практики при обучении. Именно на этой основе строилось передовое советское образование, сочетающее высокую математическую подготовку с умением решать повседневные технические задачи в духе трижды Героя Социалистического Труда, академика М.В. Келдыша, ставшего родоначальником широкого направления прикладной математики, создателем Московского физико-технического института – кузницы современных научных кадров.Иллюстрацией преемственности советской науки, вобравшей в себя весь исторический опыт науки русской, является фотография выдающегося советского учёного – М.В. Келдыша во время его выступления на торжественном заседании в актовом зале МГУ, посвящённом 200-летию со дня смерти М.В. Ломоносова.
Выступление М.В.Келдыша в МГУ на торжественном собрании по случаю
200-летия со дня смерти М.В. Ломоносова
Символично, что в год, когда отмечается 300-летие со дня рождения её родоначальника М.В. Ломоносова, научная общественность отпраздновала 100-летие со дня рождения его истинного последователя М.В. Келдыша, главного теоретика советской космонавтики.
В целом, система науки и образования в Советском Союзе была нацелена на получение глубоких знаний и поиск истины. Это полностью соответствовало основам русского космизма и идеям Ломоносова. Концепция академика Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, в сферу разума нацелила учёных на получение единой целостной системы знаний. Согласно русскому максимальному научному методу, разработанному Вернадским ещё в начале Хохм века, истинное научное знание создаётся при участии всех форм человеческого сознания: обыденного, научного, философского, религиозно-мифологического и художественного. Развитие русской и советской системы науки, образования, социалистической системы экономики способствовали тому, что Советский Союз стал родиной первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича Гагарина, 50-летие подвига которого в апреле 2011-го года отметила страна. Это были счастливые времена жизни страны.
Как не похожи эти достижения на дела нынешних “эффективных” собственников, у которых счастье измеряется количеством денег, а Родина для них тоже там, где деньги.
Переложение стандартов материального прогресса индивидуалистического общества на коллективистское общество и попытки создать в Советском Союзе и в России “общество потребления” показали свою несостоятельность. Процессы демократизации, либерализации, приватизации, доказавшие свою пригодность для индивидуалистического общества Запада и насильно навязанные России в начале 90-х годов ХХ-го века в качестве образца для подражания, привели к плачевным результатам. В том числе к кризису российской науки и “утечке мозгов” за рубеж. Нынешний курс власти на внедрение западной модели развития, на укрощение энергии государствообразующего народа, на унижение научного и производительного труда, на осквернение и распродажу святынь, ведёт к деградации и гибели нашей страны.
Для того чтобы прорваться в информационное сообщество, у России есть богатое научное и теоретическое наследие, а также есть проблемы, требующие срочного решения. Первоочередная из них – государственная поддержка развития науки в соответствии с космическим миропониманием.
Развитие науки должно стать стратегией государства, которое обязано:
– безотлагательно увеличить финансирование науки в два раза с перспективой доведения его до 8 % расходной части бюджета;
– модернизировать лабораторно-техническую базу научных учреждений;
– обеспечить учёным должные условия труда и достойный уровень заработной платы;
– поддержать главный штаб отечественной науки – Российскую академию наук;
– развить сеть наукоградов;
– реализовать Программу предотвращения “утечки мозгов”, разработать меры по возвращению на родину специалистов, выехавших из страны.
У России есть всё, чтобы сделать страну могучей, а народ счастливым. Но чтобы
жить счастливо, нужно сменить западную демократию на русское народовластие, вместо власти богатых установить власть лучших и жить по законам не западной, а русской цивилизации. Это значит – жить по правде, в мире и согласии, поступать по совести, решать по справедливости, получать по труду, творить добро, искоренять зло и стремиться к совершенству, к гармонии человека, общества и природы, к дружбе народов.Мы должны выразить благодарность нашим соотечественникам, русским, советским, российским учёным, которые в сложных условиях господства в мире западного миропонимания, сумели всё-таки сохранить и обогатить русский диалектический проект науки, создать для нашего поколения, вступающего в новую информационную эпоху богатейшее научное и материальное наследие.
Противники России стремятся лишить нашу Родину мировой державы. Для этого в год 300-летия великого Ломоносова, в год 50-летия отечественной космонавтики, они выдвинули и внедряют проект десталинизации общественного сознания. Они боятся воссоединения русской и социалистической идеи.
Но, здравомыслящие люди в России понимают, что истинная модернизация страны должна проводиться и может быть осуществлена только на основе великого наследия русско-советской цивилизации, на основе русского космического миропонимания и социалистического проекта, соответствующего вызовам XXI-го века.
В.С.Никитин, кандидат экономических наук,
депутат Государственной Думы от КПРФ,
организатор Всероссийского общественного
созидательного движения “Русский Лад”