Что следовало бы сделать для исправления положения в науке?
Для спасения науки необходимо принять программу чрезвычайных мер:
– Принять концепцию развития науки в стране в качестве стратегического направления по возврату России положения научной и индустриальной державы.
– Восстановить бесплатное высшее образование, обеспечив подготовку специалистов на базе передовых НИИ и ОКБ.
– Для ускоренной подготовки новых кадров организовать научные школы, руководимые ведущими учёными страны, в исключительных случаях, привлекая к делу учёных-“возвращенцев”.
– Восстановить систему распределения молодых специалистов после окончания ими технических учебных заведений и ВУЗов сельскохозяйственного направления, создав для них условия, позволяющие плодотворно вести научную работу.
– Запретить выезд из страны на работу за рубеж молодых специалистов с высшим образованием в течение 10 лет после окончания ВУЗов. В исключительных случаях выезд на работу за рубеж до истечения указанного срока может быть разрешён только после оплаты им всех затрат, сделанных государством при подготовке данного
специалиста.– Выделить средства для обеспечения необходимым оборудованием оставшиеся в живых научные организации, принимая во внимание, что силами “возвращенцев” невозможно в корне переломить создавшуюся тенденцию – превращение страны в “Сырьевую Сверхдержаву”.
– Выделить средства для финансирования ещё существующих в стране научных образований, вполне способных на их основе и с гораздо меньшими затратами создать не одну “Силиконовую долину”.
– Дать власть и выделить финансирование наиболее уважаемым, честным учёным, занимающим чёткую гражданскую патриотическую позицию, организовав из них отраслевые экспертные советы.
– На основе рекомендаций этих советов, совместно с правительственными органами выработать конкретную программу спасения российской науки для вывода страны из кризиса.
– От слов необходимо перейти к делу – изменить систему организации науки, отстранив от руководства главное звено, убивающее её – продажное и безответственное чиновничество, в том числе, и научное.
– Предусмотреть строгую, в том числе и уголовную, ответственность за саботаж принятых решений по модернизации страны, за использование выделенных средств не по назначению.
– Восстановить авторитет учёного, запретив получение учёных степеней действующим чиновникам.
Предлагаемые меры позволили бы превратить празднование 300-летнего юбилея первого великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова не в год памяти русской науки, а в год начала её Возрождения.
И только тогда сбудутся пожелания и надежда универсального русского гения:
...О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.