Одно перечисление родов занятий великого учёного впечатляет:
− химия и физика;
− металлургия и горное дело;
− астрономия:
− география и этнография;
− народное просвещение;
− история;
− языкознание;
− ораторское искусство и поэзия;
− экономика и социология;
− организация науки и производства.
Во всех этих направлениях деятельности М.В. Ломоносов проявил выдающиеся знания и способности, что с полным основанием позволяет назвать его “универсальным гением”.
Ломоносов преподавал и занимался различными предметами: русским языком, русской историей, физикой, химией и другими науками, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Русский ученый-энциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта (“Декарту мы особливо благодарны за то, что он ободрил учёных людей против Аристотеля и прочих философов – в их праве спорить и тем открыл дорогу к свободному философствованию”).
Особое значение он придавал, как бы теперь сказали, эксперименту: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порождённых только воображением”.
Ломоносов был замечательным географом, предугадавшим значение для государства Российского Северного морского пути, он оставил неизгладимый след в истории русского просвещения и культуры, глубоко занимался русской историей, опубликовал работу, представляющую собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I. Основные идеи Ломоносова были высказаны им в произведениях (Константин Рыжов “Сто великих россиян”):− “Рассуждение о причине теплоты и холода” (1744-й год), где он прямо связал температуру тела с “внутренним движением собственной материи”, то есть с движением мельчайших частиц (молекул), из которых, по его убеждению, состояло любое тело.
− “Попытка теории упругой силы воздуха” (1749-й год), где он предсказал многие положения кинетической теории газов (он объяснил, например, расширение газов непрерывным отталкиванием составляющих его молекул друг от друга).
− “Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753-й год), где он изложил теорию атмосферного электричества.
− “Слово о рождении металлов от трясения земли”, где он за 60 лет до Юнга выдвинул идею о “нечувствительных землетрясениях”, то есть медленных колебаний земной коры.
− “О слоях земных” (1763-й год), где он задолго до Вернера изложил теорию о неодновременном происхождении рудных залежей и привёл наблюдения о случаях совместного нахождения в земной коре различных минералов. В этой работе сделано предположение об органическом происхождении янтаря, торфа, нефти, горючих сланцев.
− “Курс истинной физической химии” (1754-й год), где Ломоносов изложил свои взгляды на образование кристаллов и настоятельно рекомендовал “хорошо исследовать фигуру кристаллов и измерять их”.
Книга “Живой родник. Третья книга для чтения в школе и дома” (Москва, 1913) пишет об электрических занятиях М.В. Ломоносова:
“Американский учёный Франклин только что открыл тогда в природе силу, которую раньше не замечали. Эту силу стали называть электричеством... Как только Ломоносов узнал об открытии Франклина, он с одним своим товарищем тотчас начал наблюдать и испытывать эту силу, чтобы, как следует, понять и объяснить её действия. Эти занятия едва не стоили Ломоносову жизни. Электричество – страшная сила, она убивает человека наповал, если не позаботиться о своей безопасности. Эта сила скопляется в воздухе во время грозы, и тогда очень опасно стоять близ электрической машины.
Однажды во время занятий наших учёных при такой машине разразился удар грома. Товарищ Ломоносова упал замертво, как подкошенный. Ломоносов, к счастью, уцелел, но и его сильно оглушило. “Я и сам не знал, – писал он после этого, – жив я или мёртв”. Но это несчастное происшествие не отбило у Ломоносова охоты к его занятиям”.
В результате Ломоносов написал “Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих”, где он подробно объяснил действие электричества, как загораются в небе северное сияние, как святятся хвосты комет и другие явления, ранее не объясняемые.
Ломоносовым было написано также стихотворение, которое он назвал: “Вечернее размышление о Божьем величии по случаю великого северного сияния”.
М.В.Ломоносов предложил конструкцию громоотвода, развил оригинальную теорию атмосферного электричества, которая сводила электрические явления к микроскопическим движениям частиц эфира и таким образом исключала существование особой электрической материи.
Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением: “Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято”. Один из основоположников российской культуры, Ломоносов был убеждён, что научное и культурное творчество требуют высокого вдохновения.
Характеристику личности Ломоносова дал А.С. Пушкин:
“Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник”.
Насколько исключительно было положение Ломоносова как гениального мыслителя и провозвестника великих идей, настолько печальна была судьба, постигшая плоды его учёного творчества.
“Современники Ломоносова, – говорит профессор И.А. Каблуков (“Ломоносовский сборник”), – за исключением немногих отдельных личностей, не понимали и не ценили трудов его по физике и химии… Не понимали и не ценили трудов Ломоносова даже люди, которые стояли близко к науке и просвещению, его ближайшие товарищи по Академии, даже его непосредственные заместители по академической кафедре. Заговорили о Ломоносове лишь через 90 лет после его смерти и заговорили впервые в Московском университете, когда пришлось вспомнить, что Ломоносов был его основателем...”
“В 1865 г., когда исполнилось столетие со дня кончины Ломоносова, в торжественных заседаниях Академии и университетов производилась оценка его трудов учёными того времени. В их речах мы находим мало указаний на то, что сегодня мы выставляем, как наиболее важное в трудах Ломоносова, как-то: механические теория тепла и газов, физическую химию…”