На протяжении первых восемнадцати лет существования Российской Академии наук русскую историю писали одиннадцать человек иностранцев-академиков, которые заложили фальшивые основы “русской истории”. Только в 1742-м году академиком был избран М.В. Ломоносов, бывший не только естествоиспытателем, но и историком. Оказавшись внутри Академии, он, по-видимому, быстро разобрался в происходящем. И тут же вспыхнула непримиримая борьба между ним и академиками-иностранцами за правильное освещение русской истории.
Сопротивление, оказанное М.В. Ломоносову, было сплоченным и яростным.
Михаил Васильевич Ломоносов был крупнейшим и первым истинно русским историком. Ему принадлежат сочинения:
от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года, сочинённая Михайлом Ломоносовым” (Санкт-Петербург,1766);
– замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50 гг.);
– “Краткий российский летописец” (1760 г.);
– “Замечания на “Историю …” Вольтера” (1757-60, изд. 1829);
– “Замечания на “Сибирскую историю” Г.Ф. Миллера (1751);
– “Краткое описание разных путешествий по северным
морям…” (1763).
Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию формирования государства Российского, он не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята и подтверждена позднейшей историографией.
В обращении “К читателю” “Древней Российской истории”, в частности, говорится про Ломоносова, что он, “…положив намерение сочинить пространную Историю Российского народа, собрал с великим прилежанием из иностранных писателей, всё что ему полезно казалось к познанию состояния России прежде Рурика; и при том описал жития осьми первых великих Князей, сидевших на Российском престоле от 862 до 1054 года”.
М.В. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъёма и делил в связи с этим историю на шесть периодов:
– 1-й период – до Рюрика. Ему посвящена 1-я часть “Древней Российской истории”, в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти угро-финские племена;
– 2
-й период – от призвания Рюрика до смерти Ярослава I;– 3-й период – до нашествия Батыя;
– 4-й период – до княжения Ивана III;
– 5-й период – от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича, характеризующийся усилением Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны;
– 6-й период (от Петра 1 до Елизаветы Петровны) – превращение в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа.
К сожалению, “Древняя Российская история” была доведена Ломоносовым только до 1054-го года. Как пишется во “Вступлении”: “Сочинитель, конечно, не преминул бы оной далее продолжить, ежели бы преждевременная его смерть, приключившаяся ему 4 Апреля 1765 году, добрага сего предприятия не пресекла: а между оставшимся после его письмами продолжения не найдено”.
Особый интерес, в свете теории славяно-чудского происхождения Древней Руси представляет первая часть “Древней Российской истории”, под названием “О России прежде Рурика”, состоящая из следующих десяти глав (цитируется):
На протяжении 117-ти лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724-м году до 1841-го года, из 34-х академиков-историков было всего лишь 3 русских академика: М.В.
Ломоносов, Я.О. Ярцов и Н.Г. Устрялов. Оценивая вклад в историю М.В. Ломоносова не надо забывать, что его “Древняя Российская история” долгое время оставалась единственным учебником русской истории, и за весь XVIII-й век академики-иностранцы не написали русской истории.