Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения
А.С.Пушкин В 1754-м году Михаил Васильевич Ломоносов составил особую записку “О исправлении Академии”, в которой с горечью писал о том, что в Академии ничего не делается для подготовки русских учёных, что вся учебная работа развалена, а за последние семь лет “ни один школьник в достойные студенты не доучился”. Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны. План создания университета в течение долгого времени обсуждался М.В. Ломоносовым с И.И. Шуваловым, при этом Ломоносов, что университет должен быть устроен “по примеру иностранных… что весьма справедливо”.
Ломоносов планировал организовать три факультета:
− юридический факультет должен был иметь четыре кафедры (“натурального народного права”, “российской юриспруденции”, внутреннего государственного права”, “политики”);
− медицинский – три (химии, натуральной истории, анатомии);
− философский – шесть (философии, физики, риторики, поэзии, истории и древности).
При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, которая была бы способна готовить будущих студентов: “При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян”.“Проект регламента Московских гимназий” был закончен Ломоносовым в период между подписанием “Указа об учреждении в Москве университета и двух гимназий” (25 января по новому стилю, в Татьянин день) и торжественным открытием университета (26 апреля). Императорским указом И.И. Шувалов был назначен куратором университета, что на многие годы в исторической литературе сделало его создателем МГУ.
“Инициатором его создания был М. В. Ломоносов, но документы говорят о том, что без поддержки Шувалова ничего бы не получилось. Шувалов не только “пробивал” проект в высших инстанциях, но и взвалил на себя всю организацию дела. Он подбирал профессоров и студентов, устроил при университете гимназию и типографию, а также добился для университета автономии от местных властей” (“История России”).
Университет открылся в 1755-м году в здании Земского приказа, около Воскресенских ворот, а в 1760-1790-х годах учебные помещения были переведены на Моховую улицу в новый “университетский” квартал, образовавшийся на месте выкупленных у прежних владельцев 7 барских усадеб и 2-х церковных погостов. Окончательно же МГУ переехал на Моховую после окончания строительства (1786-1793) Главного корпуса (архитектор Матвей Казаков).
Ломоносов писал: “Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество учёных людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжёлая была сумма, которой жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина”.
В 1759-м году М.В. Ломоносов занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: “куда с учёными людьми?”.
Ломоносов отвечает, что учёные люди нужны “для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом”.
К. Рыжов (“Сто великих россиян”) отмечает, что при университете были открыты две гимназии – “благородная” для дворян и “разночинная”. При университете была создана типография и начала печататься первая московская газета “Московские ведомости”. Здесь же стали издаваться научные, литературные и учебные книги, а одним из первых вышло “Собрание сочинений Ломоносова”.
Недаром Александр Сергеевич Пушкин назвал Михаила Васильевича Ломоносова первым нашим университетом.В конце жизни Ломоносов писал:
“Ломоносов первое по своим департаментам принял в уважение Гимназию и Университет, кои были весьма в худом состоянии, а особливо, что жили гимназисты и студенты по городу порознь, не было никакого регламента, который велено уже с начала нового стата сочинить президенту, от чего происходило, 1
) что помянутые молодые люди без распорядка в классах и в лекциях профессорских не были обучаемы надлежащим образом, 2) живучи далече от Академии, не приходили в надлежащие часы к учению, а иногда и по нескольку недель отгуливали, жалованье получали многие весьма малое, и тем ещё поделясь с бедными своими родительми, претерпевали скудость в пище и ходили по большой части в рубищах, а оттого и досталь теряли охоту к учению…”Таким образом, здесь Ломоносов выступает как идеолог создания студенческих общежитий, расположенных вблизи мест обучения студентов.
И далее Ломоносов пишет: “Если бы хотя Университет и Гимназия были учреждены сначала, как ныне происходят, под особливым смотрением Ломоносова, где в четыре года произведены двадцать студентов, несмотря на чувствительные ему помешательства, то бы по сие время было бы их в производстве до двухсот человек и, чаятельно, ещё бы многочисленнее, затем что за добрым смотрением дела должны происходить с приращением.
А сие коль надобно в России, показывает великий недостаток природных докторов, аптекарей и лекарей, механиков, юристов, учёных, металлургов, садовников и других…”