В 2011-м году в Институте философии Российской Академии наук под редакцией В.В.Казютинского вышла книга “Современная космология: философские горизонты”, в аннотации к которой говорится: “Показано, что космология, по сути, переходит от традиционных методов исследования к нетрадиционным…”
О нетрадиционной ориентации космологии поговорим ниже, а пока отметим: “Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда (РГНФ)”.
Из программных документов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ):
“Проводя целевые конкурсы, РГНФ вносит вклад в социально-экономическое развитие страны и решение конкретных задач модернизации российской экономики. Исследования, поддерживаемые в рамках таких конкурсов РГНФ, весьма актуальны для инновационного развития страны…”
Странно, что в цели Фонда не входит гуманитарное развитие нанотехнологий.
Зато хорошо отражено “инновационное развитие страны и модернизация российской экономики”:
“Фондом поддерживаются проекты исследований по гуманитарным и общественным наукам по направлениям 01 (история; археология; этнография), 02 (экономика), 03 (философия; социология; правоведение; политология; социальная история науки и техники; науковедение), 04 (филология; искусствоведение), 06 (комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека)”.
Бюро совета Фонда состоит из 7 человек, естественно, среди них находится и махровый демократ и русофоб В.Тишков.
Перейдём к делу, т.е. к цитатам из “Современной космологии”.
Г.М.Верешков, Л.А.Минасян в статье “Понятие вакуума в эволюции ранней Вселенной” пишут:
“Наука о возникновении и эволюции Вселенной называется космологией. И хотя вопрос о мироустройстве и миропорядке, что означает само слово космос, был поставлен на заре человеческой культуры, только в XX веке космология завоёвывает статус науки благодаря созданию общей теории относительности (ОТО) Эйнштейна. На базе ОТО создана стандартная космологическая модель, которая составляет твёрдое ядро этой научно-исследовательской программы. Сразу же с возникновением ОТО был поставлен вопрос об особенностях ранних этапов эволюции Вселенной. С середины двадцатых годов XX господствующей в космологии становится фридмановская модель расширяющейся Вселенной, а с открытием в 1965 году реликтового излучения получает надёжное обоснование теория Большого взрыва…” (выделено мной − В.Б.).
“Предмет космологии должен быть метафизическим: он находится по сторону “демаркационной линии”. “Вселенная как целое” не формируется из наблюдений, это – объект чисто умозрительный…
Такого рода понимание предмета космологии несовместимо с философским позитивизмом. Его может принять только философия, которая избирает своим предметом бытие. В XX веке некоторые философы так и определяют философию – “как культуру размышления о возможности помыслить начало бытия”. “Разум не может называться разумом, если он лишён стремления обосновать изначальное начало, замкнуть его на себя”” (В.Д.Захаров. “Концептуальные структуры современной космологии”).
Вспомним, что Большой Взрыв – это образование Вселенной из сингулярной точки, не имеющей радиуса, но содержащей бесконечную массу, в результате самопроизвольного взрыва которой и возникла наша Вселенная со всеми её звёздами, планетами и галактиками, число которых “учёные”-космологи никак не могут подсчитать.
И сразу же возникает:
Я маленькая песчинка
В этой мрачной Вселенной,
Я маленькая песчинка,
Лечу в темноте нетленной,
Я маленькая песчинка,
Кто может меня взорвать?
Холодно…
Зато известен размер Вселенной вскоре после взрыва:
“Согласно модели Большого взрыва Вселенная прошла длительную эволюцию от сингулярности (от планковских размерах при учёте квантовой теории) до современных и в настоящее время продолжает расширяться. В рамках этой стандартной модели ранней Вселенной при своём расширении она имела различные размеры. Через ничтожные доли секунды после Большого взрыва Вселенная имела, например, размер порядка размера атома
(10-8
см).Более точные оценка размеров Вселенной, а также и других её параметров можно осуществить, воспользовавшись, например, формулами, приведёнными в известной книге С.Вайнберга “Первые три минуты”” (В.Д.Эрекаев. “Онтология квантовой космологии”).
Ещё один перл: “…модельно-конструктивный статус современной космологии не в силах избавить её от метафизической проблематики. Даже если метафизика не принимает участия в эксплицитном определении предмета космологии, она, так или иначе, остаётся парадигмальной основой космологической рациональности” (С.Н.
Жаров, Н.А. Мещерякова “Современная космология у истоков новой рациональности”).“В дискуссиях по поводу расширяющейся Вселенной иногда проскальзывал такой аргумент: кто “хорошо понимает” ситуацию, не сомневается, что верх одержит теория, а кто сомневается – тот “ничего не понимает”. И ведь всё так и случилось!” (В.В.Казютинский. “Теория и факт в космологии”).
Правда, есть опасность, что наши потомки ничего этого не будут знать:
“Астрономы далёкого будущего, не имея никаких сведений о Большом взрыве и процессах нуклеосинтеза…
Так, что если космологи будущего не будут знать о работах современных нам космологов, они не будут иметь почти никаких данных наблюдений, которые позволили бы им считать, что их островная вселенная когда-то возникла и расширялась. Собственно, и космологии не будет; на смену ей придёт астрономия…” (Е.А
. Мамчур. “Является ли современная космология “иронической наукой”?”). Заметим сразу же, что космология не является “иронической наукой”, это просто издевательство над наукой, типичный пример “лженауки”.Но всё это, по оценкам “учёных”-космологов произойдёт через 100 млрд. лет.
Правда, среди космологов наблюдаются расхождения во мнениях: одни считают, что космология, основанная на уравнениях Общей теории относительности гения всех времён и одного народа, и её уравнения перестают работать в условиях Большого взрыва, другие уверены, что Вселенная образовалась из физического вакуума, что подразумевает незыблемость Общей теории относительности:
“Положение о возникновении Вселенной из вакуума было высказано достаточно давно Г.И.Нааном… Затем появилась выполненная П.И.
Фоминым одна из первых работ, в которой уже предлагалась не только идея, но и описывалась “физика процесса”. В ней П.И. Фомин пишет о “вакуумной космологической модели”, употребив характерные для этой теории в дальнейшем термины “почкование”, “туннельный переход” и т.п. Вместе с тем к идее возникновения Вселенной из физического вакуума оказался возможен и подход, так сказать, “с другой стороны”, через раскрытие “физической природы” космологического … члена в уравнениях Эйнштейна” (Я.В. Тарароев “Понятие инфляции, тёмной энергии, тёмного вещества в современной космологии”).“Но уже сейчас, отталкиваясь от результатов, полученных на теоретической и экспериментальной стадиях современных исследований, можно ставить вопрос о рассмотрении вакуума в качестве “прародителя” обитаемого нами мира и в качестве исходной абстракции в физической теории” (Г.М.
Вершков, Л.А. Минасян).Иными словами, принимая за истину утверждение Эйнштейна об отсутствии категории “мировой эфир”, сделанное в специальной теории относительности, признавая его существование в общей теории относительности, космологи вводят понятие всеобразующего и всепроникающего “вакуума”, лишь бы не употреблять это ненавистное слово – “эфир”. Тем более, раз Эйнштейн сказал, а первое слово дороже второго, что эфира нет, значит его нет.
Чрезвычайно интересны “размышления” авторов сборника о науке, о сочетании теории и практики (наблюдаемости явления), которые начисто отвергают принцип: “Практика – критерий истины”:
“
По моему глубокому убеждению, основным назначением науки является понимание природы – по крайней мере именно этот мотив движет исследователями. Наука, конечно, имеет и прикладное значение…” (А.Д.Панов. “Методологические проблемы космологии и квантовой гравитации”) – выделено мной. – В.Б. Отметим, что, видимо, автору этого открытия надо было долго учиться, чтобы понять, чем занимается наука.“Становление принципа наблюдаемости в физике связано, в основном, с именами Гейзенберга и Эйнштейна… Одна сторона принципа наблюдаемости, а именно, то, что теории должны формулироваться в терминах наблюдаемых величин… Вторая сторона принципа наблюдаемости – что сами измеримые величины приобретают смысл только в рамках определённых теоретических моделей – была сформулирована Эйнштейном, слова которого Гейзенберг приводит…: “Можно ли наблюдать данное явление или нет – зависит от вашей теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя”…” (А.Д.Панов) – выделено мной – В.Б.
“Принцип наблюдаемости показал свою исключительную эффективность, например, в анализе смысла понятия времени и одновременности при создании теории относительности, и в обсуждении принципа неопределённости… и дополнительности во времена становления квантовой теории” (А.Д.Панов). Иными словами, “принцип наблюдаемости” хорошо проявил себя в мифологии.
“Реальность” зависит от господствующей на данный момент физической парадигмы и формируемой ею теории: какова теория, такова и реальность (Казютинский В.В. “Эйнштейн и становление неклассической космологии”, “Эйнштейн и перспективы развития науки”, М., 2007). Вот это самое: “КАКОВА ТЕОРИЯ, ТАКОВА И РЕАЛЬНОСТЬ” является краеугольным камнем релятивизма и его следствия – космологии.
Ещё одно интересное соображение: “Расчёты показывали, что величина взаимного тяготения, создаваемого только массами галактик, оказывалась недостаточной для их удержания, и для объяснения явления требуется дополнительная масса, роль которой и сыграла тёмная материя” (Е.А.Мамчур “Является ли современная космология “иронической наукой”?”) – выделено мной. − В.Б. Сразу же отметим, что космология в изложенном виде, вообще наукой не является.
Мало того, когда не сходятся концы с концами, но надо блюсти верность общей теории относительности, вводятся понятия “чёрные дыры”, “кротовые норы” и прочее, которые наблюдать невозможно, но существование которых, хорошо описывается “теорией”.
Вспомним также о значении квантовой механики, привнесённой в космологию:
“Квантовая механика приучила…к атрибутивности дискретности, квантованности физического мира. И именно эта атрибутивность радикализуется на планковском космологическом уровне, на уровне слияния минимально (предельно) дискретного и максимально большого (всей Вселенной)”, – В.Д.Эрекаев “Онтология квантовой космологии”.
И возникает вопрос: “Ты сам понял, что сказал?” Или космология – наука нетрадиционной ориентации для такой же ориентации философов?
Ещё один философский вопрос, волнующий инноваторов из Института философии РАН: “Почему мы живём в трёхмерном пространстве?”
Ответ прост, как яйцо, из которого появилась курица (или всё было наоборот?): “В частности, причина 3-мерного пространства может заключаться в том, что трёхмерен сам наблюдатель. Если бы он был другой пространственно-геометрической природы, например, был бы пространственно 4-мерным, то, возможно, он воспринимал окружающее его пространство также 4-мерным. Эту гипотезу можно рассматривать как своеобразное расширение антропогенного принципа: пространство таково (а именно 3-мерно) именно потому, что 3-мерен существующий в нём человек” (В.Д.Эрекаев).
Или, иными словами, “это так, потому что по-другому быть не может”.
Как здесь не вспомнить о нетрадиционной извращённости космологической “науки”, направленной на “решение конкретных задач модернизации российской экономики”?
Но, может быть, в этом есть доля правды: каковы модернизационные достижения страны и её руководства, таковы и меры по их развитию.
Ещё одно соображение: когда читаешь высказывания современных философов-космологов, создаётся впечатление, что если российская экономика демократическими “реформами” отброшена на 20-30 лет назад, то в области философии мы откатились в глубокую древность.
Философские знания, полученные в советское время, позволяют чётко квалифицировать воззрения космологов, изложенные выше, как агностицизм.
Современная электронная Википедия пишет:
−Термин был введён в употребление английским биологом, профессором
Агностицизм можно обнаружить уже в
Давид Юм значительно позже, в частности, утверждал, что приобретенный опыт даёт нам знакомство только с ощущениями, поэтому мы не можем знать, насколько субъективная оценка соответствует объективной реальности вокруг нас, но даже и то, существует ли она вообще вне наших ощущений.
Виды агностицизма:
−
−
−
− Религиозные откровения.
Релятивизм (Википедия
):− от латинского слова
relativus − относительный − методологический принцип, состоящий вРелятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.
релятивизм подразумевает отказ от признания преемственности в развитии.
Вот мы и подошли к главному моменту: агностицизм утверждает непознаваемость мира оправдывает любые математические выкрутасы, выдаёт их из общепризнанные физические законы и, опираясь, в первую очередь, на измышления общей теории относительности, рисует фантастические перспективы развития науки и техники, уничтожая тем самым физику, как науку, изучающую наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
Их усилия, усилия релятивистов на протяжении более ста лет, направлены на то, чтобы доказать, что законы физики не лежат в основе всего естествознания.
Бояринцев В.И., профессор, доктор физико-математических наук