Глава II. РАЗГРОМ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Выступая 9-го февраля 2004-го года на заседании Совета по науке и высоким технологиям в Московском институте биоорганической химии, президент страны В.Путин сказал: “Все эти годы Академия работала в тех же условиях, что и вся страна. Академии, конечно, доставалось (?), было сложно, это были трудные времена, при этом учёные России всё же добивались уникальных результатов. Это факт, и про это мы тоже не должны забывать, страна это высоко ценит”. Президент говорит так, будто бы все беды уже позади. Он смотрит на ситуацию оптимистически, считая, что положения можно улучшить путём “реформирования” Академии наук: “ключевой проблемой остаётся перевод системы управления
наукой на современные, адекватные нашему времени, принципы. Сегодня именно из-за отсутствия профессионального менеджмента Россия теряет научные кадры и уникальные наработки, – не только, но, в том числе, и из-за этого. А, по существу – кредитует за свой счёт другие страны, их науку и технологический потенциал”.Надо полагать, что министр науки и образования А.Фурсенко и президент РАН Осипов – непрофессионалы, ибо именно под их руководством наука погибает. А вот с реформами, как показывает отечественная история последних лет, всё ясно – если надо что-то разрушить в “этой стране” и при этом дать возможность чиновникам украсть немалые средства, то начинается реформирование. В чем же суть реформ науки? Ответ даёт сам президент: “Пора переходить от так называемого базового, целевого – к конкурсному планированию и финансированию науки. Менять экономику институтов РАН. Создавать гибкие и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании исследований, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров”. Понимать это надо так: фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные работы, результаты которых Россия с её разрушенной экономикой будет продавать за рубеж.
На основании изложенного можно ожидать, что существующий в настоящее время Российский Фонд Фундаментальных Исследований, дающий возможность всё-таки как-то проводить эти самые исследования, становится совершенно ненужным, так как планируется перестроить институты Академии наук фактически в отраслевые. Тем самым
подтверждается мысль: фундаментальные исследования – это те, которые все на словах поддерживают, но за которые никто не хочет платить.Говоря о финансировании науки, Президент отметил: “…достаточно давно говорим о необходимости инвентаризации структуры и материальной базы науки. Фондовооружённость самой РАН сейчас на 40% выше, чем у остальной части госсектора науки, но эффективность использования финансов, площадей, оборудования, равно как и цели их использования, должны быть иными. В рыночной экономике наука не должна зарабатывать на аренде помещений, так же как и высшая школа”. И вместе с тем он отметил, что “темпы коммерциализации науки пока крайне низки”.
Президент также сказал: “Ситуация в науке улучшается незначительно. Чем больше тратишь денег, тем становится понятнее: главная проблема заключается не только в финансировании, а в использовании науки применительно к реалиям жизни”.
Когда президент говорит об улучшении финансирования науки, он “забывает”, что и теперь после “улучшения” российский учёный в месяц зарабатывает столько, сколько имеет его европейский коллега за пару лекционных часов. Когда же руководящие чиновники говорят об отсутствии денег на развитие науки, невольно вспоминаются сотни миллиардов долларов, вывезенные из страны, вложенные в американские ценные бумаги.
И ещё одно замечание по поводу выступлений президента: руководители столь критикуемого ныне “тоталитарного” советского государства формулировали высокие цели науки. Наука была решающей силой при осуществлении грандиозных проектов, жизненно важных для страны: строительство мощных электростанций, создание тяжёлой промышленности, военной, атомной, ракетной техники, радиотехники, развитие авиации, флота. Демократическое же руководство не выдвинуло ни одной крупномасштабной народно-хозяйственной задачи, для которой потребовался бы потенциал Академии наук.
Вместо этого идут пустые разговоры по поводу современных задач, перехода к новым отношениям, о коммерциализации науки, о развитии инфраструктуры и т.п. Подведём итог: Президент страны, готовя проект “оптимизации государственного сектора науки”, фактически намерен разгромить её под лозунгом очередного “реформирования”, чтобы снабдить высококвалифицированными научными кадрами друзей из “цивилизованных” стран.
“Указания” президента страны не остались без последствий: чиновники Министерства образования и науки согласились “реформировать” науку и выпустили документ под названием: “Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность
в сфере науки”.Документ предусматривал меры по приватизации институтских зданий. Именно здания институтов являются желанной целью временщиков – демократов. Именно это вызывает у них неотступное желание науку реформировать.
Правительственный план реформирования науки предполагает “оптимизировать государственный сектор науки”, что предусматривает:
Предполагается “оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки”, для чего предусматривается:
По планам разрушителей науки Федеральный сектор науки должен включать в себя всего 400 организаций. Из них исследовательское “ядро” составят всего 100-200 научных организаций. Предполагается изменение структуры институтов РАН: создание гибких, мобильных научных коллективов (?). Предлагается также провести своеобразное “разделение труда” в институтах Академии наук
: одна часть будет заниматься фундаментальными исследованиями, другая – прикладными, третья продажей этих результатов всем заинтересованным лицам (газета “Поиск”, № 38, 2004 г.).В довершение уничтожения отраслевой науки предлагалось оставить в стране только малую часть научно-исследовательских институтов. К началу 2008-го года Министерство образования и науки предлагало сократить число научных организаций с нынешних полутора тысяч до 250, из 58 научных центров образовать 5-7 крупных “национальных лабораторий”, а число действующих учёных “урезать наполовину”.
Говорит депутат Государственной Думы от КПРФ, профессор И.И.Мельников: “В стратегии развития науки и инноваций до 2015 года обозначено, что 64 миллиарда рублей на фундаментальные исследования – минимально допустимая сумма. Теперь в планах власти видим 58 миллиардов. В проект трёхлетнего бюджета на 2008-2010 годы заложено в два раза меньше средств на гражданскую науку, чем пять лет назад было признано президентом России минимально необходимым для перехода страны к инновационному пути развития…” (газета “Советская Россия”, № 81, 2007 г.).
Говорит академик Академии медицинских наук А.Егоров: “В связи с кризисом резко сокращается выделение грантов на научные исследования. А гранты – это основной источник финансирования научных лабораторий, зарплаты учёных. В Российском фонде фундаментальных исследований сократили гранты на 30%. В результате многие научные программы прекращены, а от тех, что остались на урезанном финансировании, требуют прежнего объёма выполнения работ.
Целый ряд технологических институтов, связанных с медицинской промышленностью, объявлен банкротами. К ним относятся ФГУП ГНЦ по антибиотикам, ФГУП “Центр по химии лекарственных средств”, Институт витаминов. Полностью уничтожен Институт антибиотиков в Санкт-Петербурге и многие другие головные медицинские научные организации. Ведущих сотрудников увольняют, распродаётся оборудование, здания. А без научно-технологических разработок ни о каком возрождении отечественной фармацевтической промышленности сегодня не может идти речи”.
Читаем статью журнала “Forbes”, посвящённую решению проблемы недвижимости, имеющейся в распоряжении институтов РАО ЕЭС: “Легендарная реформа РАО ЕЭС затронула научно-исследовательскую часть электрического гиганта: 63 НИИ и проектных института, принадлежащих РАО, слиты в семь “инженерных центров”. В начале 2008 года за несколько месяцев до окончательной реорганизации РАО эти объединения будут выставлены на продажу”.
И далее: “Все здания, занимаемые институтами (около 1,5 млн. кв. м), будут переведены в собственность новой управляющей компании и в продажу не поступят. На торги пойдёт только “мозг” научного комплекса – трудовые коллективы, разработки, наборы патентов и т.д.”
Таким образом, происходит возврат к нравам, существовавшим до 1861-го года, то есть до отмены крепостного права. Теперь же крепостное право вводится для сотрудников научно-исследовательских центров: они могут быть проданы как крепостные крестьяне, без земли и зданий.
Вводя в своей системе крепостное право РАО ЕЭС, как всегда, говорит о том, что это пойдёт только на пользу отраслевой электрической науке: “”Инженерные центры должны зарабатывать не на сдаче комнат в аренду, а на профильной деятельности, которая всё более и более востребована растущей энергетикой”,
– говорит начальник Департамента управления научно-проектным комплексом РАО “ЕЭС России” Анатолий Ливинский”.Что получается? Допустим, какая-то энергетическая компания купит коллектив “Гидропроекта”, занимающий высотное здание на развилке Ленинградского проспекта и Волоколамского шоссе. Чтобы разместить большой коллектив, покупатель должен будет арендовать помещения для учёных. Это предусмотрено советом директоров РАО ЕЭС: “А без крыши над головой учёные не останутся – инженерным центрам обещана аренда в их прежних штаб-квартирах по ценам ниже рыночных”.
Но решение об аренде помещений будет приниматься покупателем, а ему не обязательно сохранять большие коллективы и платить за аренду дорогих помещений, расположенных в ещё более дорогих районах города. Отсюда: количество учёных резко сократится, а ездить электрические учёные будут не до станции метро “Сокол”, а, допустим, до железнодорожной станции города Подольска.
Откроем книгу выдающегося французского математика А.Пуанкаре “О науке”, изданную в 1990 году под редакцией другого выдающегося учёного – академика Л.С.Понтрягина: “Отыскание истины должно быть целью нашей деятельности”..., или: “Наука, как сказал Аристотель, имеет предметом общее; во всяком частном случае она будет искать общий закон и требовать всё более и более широкого обобщения...”. “Наука ...является коллективным творчеством и не может быть ничем иным; она как монументальное сооружение, строить которое нужно на века и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни. Следовательно, она даёт нам чувство необходимой кооперации, солидарности наших трудов с трудами наших современников, наших предшественников и наших последователей”.
О связи же науки с научно-техническим прогрессом говорится в “Политехническом словаре”: “Научно-технический прогресс – повышение технического уровня производства путём развития и совершенствования средств труда, технологических процессов и организации производства на основе использования достижений науки”. Далее: “Научно-технический прогресс
содействует росту квалификации кадров, их образовательного уровня, приводит к качественным изменениям в структуре производства. Эффект научно-технического прогресса выражается также в непрерывном порождении новых потребностей, в увеличении свободного времени, улучшении условий труда, быта, в развитии медицины, культуры, образования”.Приведённые цитаты свидетельствуют: наука вредна
российской демократии, вредна поисками (а не сокрытием) истины, коллективизмом (а не активно насаждаемым эгоизмом), связью с прошлым и нацеленностью в будущее, влиянием на развитие (а не на разгром) отечественного производства. Наука вредна тем, что следствием её действий являются улучшение жизни народа, развитие медицины, культуры, образования. С этих позиций и надо рассматривать усилия российской демократии по реформированию науки в “этой” стране.Даже А.Гитлер считал, что: “Исследовательская работа должна оставаться свободной и освобождённой от каких-либо ограничений со стороны государства. Факты, которые она устанавливает, представляют истину, а истина никогда не бывает злом. Долг государства – оказывать поддержку и содействовать во всех отношениях усилиям в исследованиях, даже если эти работы не обещают немедленных или даже ранних выгод с материальной или экономической точки зрения. Вполне может случиться так, что эти результаты будут ценны или дадут гигантский прогресс только в будущем поколении…”. Получается, что демократические власти России в деле разрушения науки превзошли самого фюрера.
© В.И.Бояринцев и Л.К.Фионова. Авторское издание.