к оглавлению

ВЕЛИКИЙ М.В. ЛОМОНОСОВ: ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУССКАЯ НАУКА

проф. В.И. Бояринцев

ИМЯ М.В. ЛОМОНОСОВА В СОВЕТСКОЙ НАУКЕ

Профессор И.А. Чудинов в статье “М.В. Ломоносов и Российская Академия наук” (Вестник Международного “Института управления”, № 6, Архангельск, 2003) говорит о том, как имя и заслуги М.В. Ломоносова оценивались в Советском Союзе.

Ниже, с сокращениями приводится раздел этой статьи:

– Президент АН СССР С.И. Вавилов посвятил М.В. Ломоносову большой цикл статей и выступлений, в которых дал важные обобщения и подробную характеристику его деятельности в Академии: “С 1757 г. Ломоносов стал близко причастным к управлению Академией: он был назначен советником Академической канцелярии. В частности, в его обязанности вошло наблюдение за Академической гимназией и университетом. Прямой, настойчивый и принципиальный, Ломоносов с трудом мирился с условиями работы в тогдашней Академии, с её чиновниками и иностранцами”.

“Едва ли возможно отделить какую-либо область работы Ломоносова от Академии. Академия в юношеские годы Ломоносова поставила его на правильную научную дорогу; позднее он в свою очередь указал пути развития русской Академии и дал на все времена идеальный образ русского академика с великим умом, с громадными знаниями, с тончайшим пониманием красоты и со всепобеждающим патриотизмом, чувством неразрывного родства с родиной, страной, со своим народом”.

Что же главное выделили советские учёные в характеристике и деятельности М.В. Ломоносова в Академии?

Нам представляется, что при всём многообразии взглядов, можно в общих оценках выделить следующее:

− прежде всего, народный характер всей деятельности великого учёного в Академии и вне стен её, подтверждение взглядов Пушкина и прогрессивных деятелей прошлого, что не царям служил он, а народу страны, заботился о его будущем..;

− в многообразной научной деятельности Ломоносова главным направлением было естествознание, создание его различных отраслей: химии, физики, астрономии, геологии, географии и других наук, предвидение в различных ныне известных научных дисциплинах, как например, астрофизика, физическая химия ..;

− Ломоносов является великим просветителем в истории России, создателем российской грамматики, риторики и других отраслей филологии, и практически воплотил свои идеи в литературной деятельности, был выдающимся поэтом своего времени;

− его практическая деятельность в области просвещения особенно ярко проявилась в создании Московского университета (что замалчивалось вплоть до 1847 г., когда создателями университета считались императрица Елизавета Петровна и граф Иван Шувалов), а также в деятельности Ломоносова как куратора Академического университета и гимназии в Петербурге, умелой подготовкой педагогических кадров из числа своих учеников;

− справедливо утверждалось, что Ломоносов является одним из создателей исторической науки в России...;

− из всего этого вытекали и патриотические взгляды великого учёного, что проявлялось во всей его деятельности (восстановление реформ Петра I, усвоившего положительные стороны жизни и культуры Запада), в сочетании с твёрдой убеждённостью в особенном пути русской истории, борьбы его народа за своё существование и вера, несмотря на все трудности, в будущее России;

− в характеристике мировоззрения М.В. Ломоносова стало общепризнанным, что его мировоззрение – естественнонаучный материализм, что подтверждалось многими сторонами

деятельности мыслителя...

− в работах академика Вавилова и других учёных показано и всемирно-историческое значение деятельности Ломоносова, его растущая известность на Западе и в странах Востока, что подтверждается возрастающим интересом к его личности в ЮНЕСКО.

И, наконец, в психологической науке стали появляться работы, характеризующие личность Михаила Васильевича Ломоносова, подчеркивающие его несгибаемую веру в научное знание, в важность развития культуры, его “поморская упрямка” в реализации своих планов.

Таким образом, шаг за шагом в советском “ломоносововедении” создавался всеобъемлющий портрет М.В. Ломоносова. В это время полностью раскрылся ломоносовский гений во всей его мощи, богатстве и народности. Сын помора стал доступным и близким всякому культурному человеку из народа.

Именно в это время пришло обоснованное мнение, что Ломоносов сравним с гениями эпохи Возрождения. Президент Академии наук СССР академик С.И. Вавилов ясно и определенно заявил, что без Ломоносова “не было бы и нашей Академии”. При всей своей занятости организацией советской науки, он написал ряд работ о Ломоносове, множество раз выступал публично, характеризуя те или иные стороны “ломоносововедения” и выделил не только национальное, но и

международное значение русского гения…

к оглавлению
Хостинг от uCoz