к оглавлению

I .2.1. Эвристическая идея Эйнштейна и постановка задачи построения его кинематической теории.

В кинематике СТО реализована эйнштейновская эвристическая идея, представляющая собой пространственно-временную трактовку принципа относительности, объясняющая реальность лоренцево-фитцджеральдового сокращения, т.е. эта кинематика является эвристическим методом, о чем свидетельствует сам Эйнштейн. Эвристический метод решения задачи сокращает время и путь решения на основе догадки, являющейся предпосылкой, позволяющей исключить перебор возможных различных альтернативных решений, что является достоинством, но и одновременно недостатком, т.к. он и не всегда обеспечивает оптимальное или правильное решение, которое в свою очередь, обуславливается соответствием и правильностью самой эвристической идеей-предпосылкой решаемой проблемы, создавая иллюзию правдоподобия решения, т.е. успех эвристического метода, предопределяется предпосылками, на основе которых формируется сама эвристическая идея, что обуславливает жесткие требования к принимаемым предпосылкам. Как свидетельствует Эйнштейн, в основе его идей лежит парадокс, о котором он размышлял в юности (16 лет), заключающийся в том, что наблюдатель, движущийся вместе с лучом света с той же скоростью не может обнаружить своего движения и движения луча и, как бы наблюдает покоющееся электромагнитное поле, что расценивается как остановка течения времени, в которой нетрудно узнать следствие о замедлении течения времени, в предельном его случае, при движении со скоростью света, т.е. идеи изменения свойств протяженности и длительности в различных инерциальных системах отсчета по сравнению с покоющейся системой отсчета. [ 11] Если допустить правомерность данной предпосылки, согласившись с тем, что на самом деле течение-времени прекращается, то тогда следует принять, что течение времени обладает выборочной способностью-одновременно течь в различной степени в одной точке в различных направлениях, т.к. свет представляет собой сложную форму движения, в которой, помимо поступательного движения, имеет место поперечное вращательно-колебательное движение, которое будет продолжаться и наблюдаться. Таким образом, данная предпосылка весьма сомнительна и противоречива, а отсюда, соответственно, и само следствие об изменении течения времени в направлении движения. Наблюдатель, находящейся в относительном покое, не наблюдает какого-либо движения всех окружающих предметов, но при этом время в его системе все же продолжает течь одинаково во всех направлениях, что обуславливается её свойствами однородности и непрерывности течения. Другой концептуальный вопрос возникает в связи с тем, что зависимость течения времени связывается с поступательным движением, в то время как в природе существует множество форм движения взаимодействий и их сочетание, которые в той или даже большей степени могут влиять на время. Это вызывает другой вопрос, а именно, если течение времени зависит от множества других форм взаимодействий, каждая из которых имеет свое выражение взаимосвязи, то возможно ли при этом в одинаковое выражение законов в соответствии с принципом относительности?

Зависимость течения времени от поступательного движения (СТО) и массы (ОТО), и в предельном случае остановка его течения при скорости С и тяжелой массы (черные дыры) концептуально противоречит как доэйнштейновскому философскому положению, так и переформулированному положению в соответствии с ТО Эйнштейна.

Первое звучит так: “Существование материи связано с движением, которое происходит в пространстве и времени. Без материи нет движения, без движения нет материи”, т.е. если нет течения времени, то нет ни движения, ни материи.

Последняя формулировка, предусматривающая зависимость времени и ‘пространства от массы и движения (по Эйнштейну) звучит так: “Пространство и время является формой существования материи”. Отсюда высказывания Эйнштейна о том, что “пространство съедает материю” и “материя превращается в энергию”, тем самым придавая энергии самостоятельное значение и.т.д.

Таким образом, с эвристической предпосылкой не всё так однозначно и непротиворечиво, принятие которой заведомо безальтернативно и целенаправленно ставит задачу, обуславливая её реализацию, заведомо отбрасывающую возможные иные решения.

Эта безальтернативность является особенностью эйнштейновской теории, приведшая в конечном итоге к нетерпимости проявления каких-либо сомнений, проявляемое в особом негласном статусе “неприкасаемости” и “Табу” на выражения каких либо сомнений, что по существу противоречит и не присуще самому понятию Науки.

Эйнштейн в постановке задачи, отмечая, “что электродинамика Максвелла в современном её виде приводит в применении к движущимся телам к асимметрии”, ставит под сомнение эту асимметрию, предположением о том, что оно несвойственна по-видимому, самим явлениям. [ 14] В то же время, объяснение этой асимметрии Лоренцем, в виде гипотезы Лоренц-Фитцджеральдового продольного сокращения он принимает как установленный факт, отбрасывая объяснение в части сокращения за счет взаимодействия с покоющимся эфиром, и ставит задачу доказательства не “несвойственности этой асимметрии”, а объяснения её в рамках “реальности лоренцевого-сокращения”, как установленного факта, отмечая, что приведение Лоренцем его теории в соответствии с принципом относительности носит “формальный” и “искусственный” характер, необходимый лишь для спасения всей теории” [ 14] .

Поэтому Эйнштейн видит выход из создавшегося положения на основе своей эвристической идеи, руководствуясь принципом относительности и принципом постоянства скорости света, чтобы заменить теорию Лоренца, в этой части, построив новую теорию, для чего “необходимо лишь достаточно точно сформулировать понятия времени”, а именно, “понять, что введенную Г,А.Лоренцем вспомогательную величину, названную им “местным временем”, на самом деле следует определить как “время”, и тогда “гипотеза Лоренца и Фитцджеральда окажется необходимым следствием теории” [ 14.с.66] , т.е. подтвердить реальность этого сокращения.

Реализация данной задачи предложено осуществить через мысленный эксперимент измерения лучом света расстояний между покоющимися относительно друг друга точками и покоющейся точкой с движущимися точками с заданной постоянной скоростью v, т.е. кинематическим методом.

к оглавлению